Оружие, АСП, УР ВП, Х-55
В 1976 году вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР о создании на конкурсной основе универсальной крылатой ракеты большой дальности. НПО «Радуга» под руководством генерального конструктора И.С.Селезнёва в рамках конкурса разработало сверхзвуковую крылатую ракету Х-55. В том же году документация на первые узлы ракеты поступила в производство. От ЦК КПСС работы курировал И.С.Силаев (в последствии министр авиационной промышленности). На разработку двигателя для ракеты также был объявлен конкурс. Победителем стал ТРДД РДК-300, разработаннный МНПО «Союз». В качестве носителей предполагалось использовать Ту-142МС и Ту-160, а также перспективные самолёты.
Первая партия ракет была изготовлена на Дубнинском машиностроительном заводе. Первый пуск с наземного стенда состоялся 20 мая 1980 года (закончился неудачно). Система управления отрабатывалась с помощью самолётов СКИП. Доводка ракеты продолжалась до 1983 года. В 1983 году были проведены пробные пуски с борта подводной лодки и с самолёта Ту-95М-55, после чего она была запущена в серийное производство на Харьковском АПО. Часть агрегатов изготавливалась в Дубне. В 1983 году за создание и освоение производства Х-55 большая группа работников МКБ «Радуга» и ДМЗ удостоена Ленинской и Государственной премий. В декабре того же года ракета принята на вооружение. В 1985 году производство было передано на Кировский машиностроительный завод.
Ракета имеет прямое крыло большого удлинения и цельноповоротное оперение. Фюзеляж представляет собой цельнометаллический сварной бак с топливом (даже БЧ расположена внутри бакового пространства). Носовой кок, панели крыла и радиопрозрачные элементы изготовлены из пластика (кремнеорганическая ткань со связующим К-9–70). Для снижения радиозаметности обшивка носовой части фюзеляжа, крыла и оперения изготовлена их радиопоглощающих материалов, разработанных в ЦКБ специальных радиоматериалов. Боевая часть ядерная мощность 200 кт тротилового эквивалента. Предусмотрена установка и неядерной боеголовки проникающего типа. Силовая установка состоит из двухконтурного турбореактивного двигателя с «холодным» выхлопом РДК-300. Запуск двигателя осуществляется пиростартером, размещённым в хвостовом коке ротора. В транспортном положении крыло и мотогондола убираются в фюзеляж, а оперение складывается. В полёте при выпуске мотогондолы для снижения сопротивления происходит удлинение хвостового кока фюзеляжа (кок выдвигается при помощи пружины, удерживаемой в натянутом состоянии нихромовой проволокой, которая пережигается электрическим импульсом). Ракета применяется с роторной пусковой установки МКУ-6–5У или подкрыльевых АКУ-2, АКУ-3.
Система управления инерциальная автокорреляционная с коррекцией по рельефу местности. Система управления включает цифровые ЭВМ. Радиовысотомер и доплеровский измеритель путевой скорости и угла сноса постоянно собщают данные о рельефе местности под ракетой. Эти данные сравниваются с заложенными в память бортового компьютера картами местности и на основе этого производится коррекция полёта ракеты.
Ракетой Х-55 вооружаются ракетоносцы Ту-95МС и Ту-160, а так же подводные лодки. Ремонт ракет осуществляется на АРЗ №711 в Борисоглебске. Аналогом Х-55 является американская ракета BGM-109 «Томагавк». Дальнейшим развитием Х-55 стала крылатая ракета Х-555.
Всего изготовлено более 1500 ракет семейства Х-55. После распада СССР 144 ракеты достались Украине. В 2000 году они были переданы России (вместе с самолётами Ту-95МС и Ту-160).
|
|
|
АСП, УР ВП, АПР-1 "Кондор" :: АСП, УР ВП, АПР-3 "Орёл-М" :: АСП, УР ВП, ПТРК "Фаланга" :: СН :: АСП, УР ВП, Х-22 "Буря" :: АСП, УР ВП, Х-25 "Гром" :: АСП, УР ВП, Х-28 :: АСП, УР ВП, Х-31 :: АСП, УР ВП, Х-55 :: АСП, УР ВП, Х-58 :: АСП, УР ВП, Х-66 :: АСП, УР ВП, КСР-11 :: АСП, УР ВП, КС-1 "Комета" :: АСП, УР ВП, ПТРК "Малютка-2" :: ЯкБ :: АСП, НУРС и НАР, РС :: АСП, НУРС и НАР, РС :: АСП, НУРС и НАР, С-25 :: АСП, НУРС и НАР, С-5 :: АСП, НУРС и НАР, ТРС :: АСП, 45–36 :: http://www.lugr.ru