Оружие, ААО, Пулемёты, ШКАС
Первый образец советского скорострельного авиационного пулемета был изготовлен в 1930 г. 7 октября 1932 г. Реввоенсовет СССР одобрил результаты полигонных испытаний пулемета и 11 октября 1932 г. принял постановление о принятии его на вооружение под наименованием «7,62-мм авиационный скорострельный пулемет системы Шпитального — Комарицкого обр, 1932 г. ШКАС» (Шпитального — Комарицкого авиационный скорострельный).
Действие автоматики пулемета происходило за счет энергии пороховых газов, отводимых из канала ствола. Питание пулемета производилось с помощью металлической звеньевой разъемной ленты. Пулемет был снабжен пружинными буферами затворной рамы и затвора.
Высокий темп стрельбы пулемета ШКАС был получен за счет короткого хода подвижных частей автоматики и совмещения ряда операций по перезаряжанию. Темп стрельбы ШКАСа достиг 1800 выстр./мин, что было рекордом для того времени.
В начале 1934 г. было начато серийное производство турельного и крыльевого вариантов пулемета ШКАС. Крыльевой пулемет ШКАС был взаимозаменяем с турельным и имел только те различия, которые диктовались удобством эксплуатации. Ручка заряжания в нем была заменена тросовым механизмом.
Синхронный вариант пулемета ШКАС был создан в 1936 г. конструкторами В. Н. Салищевым, К. Н. Рудневым и В. П. Котовым. Отличительной особенностью конструкции синхронного механизма этого пулемета являлось перенесение всех основных его деталей, за исключением бойка и рычага взвода, с затвора на ствольную коробку.
28 марта 1935 г. Ворошилов писал Орджоникидзе: «...в 1936 г. все самолеты серийного производства будут выпущены с этими пулеметами».
Вес пулемета ШКАС составлял: турельный вариант 10,5 кг; крыльевой 9,8 кг; синхронный — 11,1 кг. Баллистика и темп стрельбы у турельного и крыльевого вариантов одинаковы: при весе пули 9,6 г и заряде 3,2 г табличная начальная скорость 825 м/с, а темп 1800 выстр./мин. У синхронного варианта темп стрельбы ниже — до 1650 выстр./мин. Зато начальная скорость несколько выше (850 м/с) за счет большей длины ствола.
Турельный вариант устанавливался на самолетах Ил-4, Пе-8, ТБ-4, ТБ-3 (на ТУР-8), Ер-2, ДБ-3, СБ, У-2, Р-5 и других. Крыльевой вариант устанавливался на истребителях И-16 и штурмовиках Ил-2, а синхронный — на истребителях И-16, И-153, ЛАГГ-3, Як-1, Як-7 и др.
Специально под пулеметы ШКАС была разработана выдвижная люковая установка МВ-2 с непрерывным питанием через гибкий рукав и перископическим прицелом.
Серийное производство пулеметов ШКАС постоянно росло. В 1933 г. было выпущено 365 штук, в 1934 г. — 2476, в 1935 г. — 3566, в 1937 г. — 13005, в 1938 г. — 19687, в 1940 г. — 34233, в 1943 г. — 29450, в 1944 г. — 36255 и в 1945 г. — 12455.
|
|
|
А-12,7 :: ГШ-23 :: ГШ-301 :: ГШ-6-30 :: НР-23 :: НС-23 :: НС-37 :: Р-23 :: ВЯ :: АСП, Бомбы, БЕТАБ :: АСП, Бомбы, ФАБ :: ПВ-1 :: АСП, Бомбы, ОДАБ :: http://www.lugr.ru