Текущий раздел: Авиационное оружие :: Карта раздела

Оружие, АСП, Бомбы, ПТАБ

АСП, Бомбы, КАБ :: АСП, Бомбы, ОФАБ :: АСП, Бомбы, ЗАБ :: АСП, УРВВ, Р-23 :: АСП, УРВВ, Р-27 :: АСП, УРВВ, Р-4 :: АСП, УРВВ, Р-60 :: ШВАК :: АСП, УРВВ, РС-1У ::


Противотанковая авиационная бомба (ПТАБ) применяется для поражения бронированной техники. Калибр 0,5–10 кг. Поражающее действие создаётся кумулятивной струёй, образующейся в результате взрыва заряда, имеющего кумулятивную выемку. Эта струя способна пробить броню толщиной 150–200 мм и поразить находящиеся за бронёй живую силу, агрегаты, топливо и боеприпасы. Осколки корпуса ПТАБ могут поразить расположенную вблизи живую силу. К ПТАБ относятся также авиационные бомбы с поражающими элементами, образующими при взрыве так называемые ударные ядра. Последние формируются из металлических облицовок кумулятивных выемок небольшого углубления. Имея начальную скорость 3–4 км/с, компактное ударное ядро обладает хорошим бронебойным действием на дальностях до 100 м. Подрыв заряда ВВ такой авиационной бомбы происходит в момент, когда в совпадающее с осью заряда поле зрения инфракрасного датчика взрывателя попадают нагретые агрегаты танка. Впервые ПТАБ применена в 1943 в Курской битве.

История создания отечественных ПТАБ такова. Во время Великой Отечественной войны выявилась малая эффективность обычных фугасных и осколочно-фугасных бомб в борьбе с танками. Так, ОФАБ-100 пробивала своими осколками броню толщиной 30 мм только при разрыве на расстоянии не более 5 м от танка. На штурмовик Ил-2 можно было подвесить всего 4 такие бомбы. При полете на большой скорости вероятность попадания в танк была невелика.

Поэтому командование ВВС проявило заинтересованность в реализации предложения известного конструктора взрывателей И. А. Ларионова, который в середине 1942 г. предложил конструкцию легкой противотанковой авиабомбы кумулятивного действия.

Заряд противотанковых бомб имеет кумулятивную выемку, закрытую тонкой металлической оболочкой. Основным поражающим фактором противотанковой авиационной бомбы является кумулятивная струя, которая образуется благодаря обжатию облицовки. Кумулятивная струя имеет диаметр 1-3 мм и скорость 12-15 км/с. В месте соударения струи с броней возникает давление до 105 МПа: кумулятивная струя прожигала броню (поэтому первые кумулятивные снаряды у нас назывались бронепрожигающими). Осколками корпуса такой авиабомбы поражается живая сила и легкоуязвимая техника.

Максимальное бронепробиваемое действие противотанковой авиабомбы достигается при условии, что в момент взрыва заряд бомбы находится на определенном расстоянии от брони, которое называется фокусным. Взрыв кумулятивного заряда на фокусном расстоянии обеспечивается соответствующими размерами головки бомбы.

Испытания кумулятивных авиабомб были проведены с декабря 1942 г. по 21 апреля 1943 г. Авиабомбы надежно пробивали броню толщиной до 70 мм и действовали [481] настолько эффективно, что ГКО по инициативе И. В. Сталина в срочном порядке решил принять на вооружение противотанковую авиабомбу ПТАБ-2,5-1,5 и организовать ее массовое производство. Наркому боеприпасов Б. Л. Ванникову было поручено изготовить к 15 мая 1943 г. 800 тыс. авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 с донным взрывателем АДА. Заказ выполняли более 150 предприятий различных наркоматов и ведомств.

С мая по август 1943 г. было изготовлено 1612 тыс. авиабомб. Верховный главнокомандующий И. В. Сталин категорически запретил применять эти авиабомбы до получения специального разрешения. Существование авиабомб ПТАБ-2,5-1,5 держалось в строгом секрете. Но как только началось танковое сражение на Курской дуге, бомбы применили в массовых количествах.

Как известно, советской военной разведке удалось установить не только день, но и час атаки немецких войск на Курской дуге-5 июля, 3 часа утра. С рассветом 5 июля по указанию маршала Г. К. Жукова была проведена мощная артиллерийская и авиационная контрподготовка. Внезапности, на которую так рассчитывало немецкое командование, не получилось, и немецкие войска смогли начать наступление только в 5 ч 30 мин.

В этот день наши штурмовики впервые применили новые противотанковые бомбы ПТАБ-2,5-1,5 Они пробивали броню немецких «Тигров» и «Пантер». Применяя их, летчики 291-й штурмовой авиадивизии под Воронежем уничтожили за день 30 вражеских танков. Самолет Ил-2 брал 312 таких авиабомб — по 78 в каждую из четырех кассет.

В операциях нашей авиации на Курской дуге было израсходовано более 500 тыс. противотанковых авиабомб. В дальнейшем их успешно применяли в Корсунь-Шев-ченковской операции, в Миусской операции Южного фронта и многих других.

В 1943 г. было изготовлено 6044 тыс. авиабомб ПТАБ-2,5-1,5, в 1944 г. — 6792 тыс. авиабомб.

Всего за время войны было изготовлено 12370 тыс. авиабомб ПТАБ-2,5-1,5.

Варианты загрузки самолетов противотанковыми авиабомбами

Тип носителяТип кассеты или бомбоотсеваКоличество авиабомб
в кассетена самолете
ПТАБ-2,5-1,5ПТАБ-10-2,5ПТАБ-2,5-1,5ПТАБ-10-2,5
Ил-2КМБ68-272-
Ил-2Универсальный бомбоотсек72/68*35280140
По-2КМБ331513260
Пе-2КМБ48209640
Пе-2АБК-П-500864517290
Ту-2АБК-П-500864517290
Ил-4ПБК-П-5008645258135
Ил-4АБК-3804016080
ИстребителиБАС-12212--


Обратите внимание:

ШВАК :: АСП, Бомбы, АО :: АСП, Бомбы, БРАБ :: АСП, Бомбы, ХБ :: АСП, Бомбы, КАБ :: АСП, Бомбы, ОФАБ :: АСП, Бомбы, ПЛАБ :: АСП, Бомбы, ЗАБ :: АСП, УРВВ, Р-13 :: ШКАС :: АСП, УРВВ, Р-27 :: АСП, УРВВ, Р-33 :: АСП, УРВВ, Р-40 :: АСП, УРВВ, Р-60 :: АСП, УРВВ, Р-77 :: АСП, УРВВ, Р-8 :: АСП, УРВВ, РС-1У :: АСП, УР ВП, АПР-1 "Кондор" :: АСП, УР ВП, АПР-3 "Орёл-М" :: АСП, УР ВП, ПТРК "Фаланга" :: СН :: http://www.lugr.ru