Самолёты, Истребители, Сикорский С-16
Самолет С-XVI был создан И.И.Сикорским в 1915 году и предназначался для сопровождения воздушных кораблей «Илья Муромец» и охраны их аэродромов от самолетов противника. Первые три машины прошли успешные испытания в эскадре воздушных кораблей (ЭВК), и Русско-Балтийский вагонный завод получил 24 сентября 1915 года заказ на изготовление 18 аппаратов С-XVI.
Перед Русско-Балтийским заводом, основной продукцией которого были воздушные корабли «Илья Муромец», даже небольшая серия самолетов другого типа ставила много проблем. Не хватало моторов, предназначенных для этих самолетов, и три С-XVI отправили в эскадру воздушных кораблей без них. Большинство машин поступало без вооружения, этим предстояло заниматься на базе ЭВК. Однако производственные издержки и многочисленные трудности не могли перечеркнуть очевидных преимуществ нового самолета.
Самолет С-XVI по схеме представлял собой биплан и выпускался в одно и двухместном вариантах.
Фюзеляж расчалочный ферменной конструкции был образован четырьмя ясеневыми лонжеронами, стойками и раскосами. Жесткость фюзеляжа обеспечивалась проволочными расчалками. Обшивка носовой части фюзеляжа была изготовлена из алюминиевых листов. Каркас хвостовой части обтягивался полотном. Некоторые самолеты имели алюминиевый гаргрот. Сиденья пилота и наблюдателя (в двухместном варианте) располагались рядом.
Крылья деревянной конструкции с полотняной обшивкой на клею и гвоздях. Оба крыла имели по три лонжерона. Профиль крыльев тонкий, сильно вогнутый. Элероны имелись на верхних и нижних плоскостях, некоторые самолеты имели элероны только на верхнем крыле, но в этом случае они были значительно увеличены. Жесткость коробки крыльев обеспечивалась тросами-расчалками диаметром 2 мм. Хвостовое оперение цельнодеревянное, имело очень тонкий плоский профиль и полотняную обшивку. Левый и правый рули высоты были независимы друг от друга. Стабилизатор имел подкосы. Шасси «фармановского» типа имело по два колеса на каждой стойке. Колеса ставились трех вариантов 65*600, 80*600 и 100*640 мм. Зимой самолет устанавливался на деревянные лыжи с оттяжками. Ферма шасси из стальных труб каплевидного сечения имела растяжки для жесткости. Костыль деревянный или металлический. Амортизация шасси и костыля резиновые шнуры. Управление самолета штурвальное колесо с цепью.Силовая установка первоначально состояла из ротативного семицилиндрового двигателя «Гном» мощностью 80 лс, с деревянным воздушным винтом фиксированного шага. Затем стали устанавливаться 9-цилиндровые моторы «Гном-Моносупап» 100 лс, или «Рон» 120 лс. На одном самолете был установлен мотор отечественного производства «Калеп» К-60 мощностью 60 лс. Маслобак и один из бензобаков располагались в носовой части самолета, второй бензобак под сиденьями летчиков. Вооружение состояло из одного синхронного пулемета Виккерс. Редко на верхнем крыле устанавливалась шкворневая установка с пулеметом. Носовая часть самолета не окрашивалась, остальные поверхности покрывались эмалитом и лаком, поэтому имели желтый цвет. Опознавательные знаки бело-сине-красные круги наносились на верхней поверхности верхнего и нижней поверхности нижнего крыльев. На фюзеляже также имелись трехцветные опознавательные знаки; иногда они наносились на руль поворота. Заводские номера ставились на капоте или киле.
В лобовую атаку повел свой самолет 20 апреля (3 мая) 1916 года военный летчик 7-го истребительного авиаотряда прапорщик Сергей Матвеевич, обнаружив немецкий «Альбатрос», который вел корректировку огня своей артиллерии. Немецкие летчики явно не ожидали этого, зная, что на русских самолетах вооружение имел лишь наблюдатель, да и то не всегда. Тем удивительнее был для них затрепетавший огонек пулемета над капотом атакующего русского самолета. Лишь резкий маневр спас экипаж «Альбатроса» от гибели. Немцы успели заметить, что атакует их биплан неизвестной конструкции, и поспешили к линии фронта. Когда прапорщик Матвеевич атаковал уходящий «Альбатрос» второй раз, уже над позициями, немецкий летнаб успел выпустить длинную очередь из турельного пулемета.
«Аппараты С-XVI являются наиболее быстроходными... Снабжены... приспособлением для стрельбы через винт из пулемета Виккерс. «Сикорский-шестнадцатый» с пулеметом может быть серьезной угрозой для аэропланов противника.Генерал-майор М.В.Шидловский» (командир ЭВК).
В начале 1916 года эскадра получила 6 самолетов С-XVI, ожидались остальные 12. И хотя все аппараты были приняты авиаприемной комиссией в начале февраля, их отправка задерживалась из-за отсутствия пулеметов для стрельбы через винт. К этому времени самолеты, вооруженные пулеметами, срочно понадобились для вновь формируемых истребительных авиационных отрядов. Положение с военной авиацией на фронте складывалось катастрофическое наши самолеты были почти безоружны, а немецкие уже имели на вооружении синхронные и турельные пулеметы. Об остроте положения свидетельствует телеграмма от 4 (17) марта 1916 года одного из инспекторов авиации фронта:
«...для малых аппаратов пулеметов нет, только два (самолета) имеют вооружение: один из XII армии и один из XI армии».
По одному вооруженному самолету на армию! О какой борьбе в воздухе могла идти речь?
Великий князь Александр Михайлович шеф «малой авиации» обратился с просьбой передать часть самолетов С-XVI для армейских авиаотрядов. Вскоре был получен ответ от командования эскадры: «из 12 готовы уступить 6.» Три из них впоследствии и получил 7-й истребительный отряд. В самой эскадре самолеты С-XVI не нашли широкого боевого применения из-за отсутствия вооружения и небольшой дальности полета.
Помимо первой серии из 18 самолетов, на Русско-Балтийском заводе построили и вторую из 16 машин. В декабре 1916 года уже были готовы фюзеляжи, бипланные коробки крыльев, шасси и др. Общая готовность самолетов этой серии (без моторов) достигла 90 %. Их сдача приемочной авиакомиссии и отправка в действующую армию растянулась на весь следующий год из-за нехватки моторов и вооружения. К тому времени самолет С-XVI уже устарел не хватало мощности мотора, по скоростным и маневренным показателям он уже не мог соперничать с немецкими «фоккерами», да и новые французские истребители «Ньюпор» и «Спад» были лучше.
Пытаясь улучшить летные характеристики самолета, на нем стали устанавливать более мощные моторы «Гном-Моносупап» мощностью 100 лс, и 120-сильные «роны». Тем самым удалось поднять скорость до 150 км/ч, но и этого было уже недостаточно. Была предпринята попытка установить С-XVI на поплавки от С-Vа, не увенчавшаяся успехом.
В самолете С-XVI И.И.Сикорcкий еще в 1915 году попытался реализовать идею двухместного многоцелевого самолета истребителя сопровождения и разведчика. Попытка французов и англичан использовать для этих целей громоздкие бипланы ферменной конструкции (Виккерс FB 5, RAF FЕ.2, Фарман F40) успеха не имела. Гораздо удачнее были конструкции английского аппарата Сопвич «Таблоид» и французского самолета «Моран-биплан».
Немецкие конструкторы пошли по пути использования тяжелых и мощных двигателей водяного охлаждения. Вполне удачным следует признать разведчик и двухместный истребитель фирмы «Роланд» С.II, обладавший высокой скоростью и мощным вооружением (помимо синхронного и турельного пулеметов, мог брать 70 кг бомб).
И.И.Сикорский не имел возможности в полной мере заниматься так называемыми малыми аппаратами: основное время и силы были отданы работе над совершенствованием конструкции «Муромцев» и выпуску их на Русско-Балтийском заводе. Последующие попытки русского конструктора создать истребители сопровождения (С-XVII, С-XVIII) не были удачными, дальше опытных экземпляров дело не пошло. С-ХVI мог быть перспективной машиной и в 1916 году кроме установки более мощного мотора Рон в 120 лс, надо было уменьшить площадь крыльев, поставить более простое шасси, внести некоторые другие изменения в конструкцию самолета. Однако и со своими показателями С-XVI стал долгожителем русской авиации: по свидетельству В.Б.Шаврова, он использовался в период гражданской войны и просуществовал до 1923 года.
|
|
|
|
|
Яковлев Як-26 :: Яковлев Як-6 :: Breguet XIV :: Douglas DB-7 :: Maurice Farman F.62 "Goliath" :: Friedrichshafen G.IV :: Junkers JG-1 (К-30) :: RAF RE-8 :: Voisin L :: Микоян, Гуревич МиГ-15 :: Антонов Ан-12БК :: Антонов Ан-30 :: Денисов Р-2 :: Иванов "В.И." :: Лебедь "Лебедь-12" :: Марков, Скарбов P-Z :: Микоян, Гуревич МиГ-25Р :: Моска, Быстрицкий МБ :: Неман ХАИ-1ВВ :: Петляков Пе-2Р :: Микоян, Гуревич МиГ-19 :: http://www.lugr.ru