Текущий раздел: Самолеты :: Карта раздела

Самолёты, Истребители, Поликарпов И-5

Douglas DB-7 :: Maurice Farman MF.11 "Shorthorn" :: Junkers JG-1 (К-30) :: Voisin VIII :: Микоян, Гуревич МиГ-15 :: Антонов Ан-2Ф :: Денисов Р-2 :: Лебедь "Лебедь-11" :: Марков, Скарбов P-Z ::


Пятилетним планом опытного самолетостроения, разработанным Авиатрестом в 1928 году, предусматривалось, в частности, создание одноместного, хорошо вооруженного истребителя, который по летно-тактическим данным не уступал бы лучшим зарубежным машинам такого класса.

В конце апреля 1930 года было построено три опытных экземпляра нового истребителя: два с двигателями воздушного охлаждения и один с опытным двигателем жидкостного охлаждения. Все три экземпляра нового истребителя, получившего название И-5, были опробованы в воздухе. Полеты показали, что машина перспективна, но требует некоторого снижения веса конструкции и усиления вооружения.

Специально созданная небольшая группа, возглавляемая автором общего вида самолета Н.Н.Поликарповым и участником проектирования Д.П.Григоровичем, провела большую работу по доводке конструкции и добилась значительного снижения веса истребителя, улучшения его маневренности и увеличения вертикальной скорости. Был создан и вариант самолета с 4 пулеметами вместо двух. О качестве самолета говорит такой факт: на нем летчик В.А.Степанченок впервые выполнил перевернутый штопор.

Полутораплан И-5 был смешанной конструкции. Фюзеляж — ферменный, сварной из труб, обшит полотном. На серийных самолетах для снижения сопротивления на головки звездообразного двигателя впервые в практике советского самолетостроения ставился кольцевой капот. Высокая горизонтальная скорость (278 км/час), минимальное время для выполнения виража, хорошая скороподъемность и простота в пилотировании выдвинули И-5 в число лучших в мире истребителей начала 30-х годов.

Весной 1930 г. И-5 был построен и начались его испытания. Назывался этот самолет необычно — ВТ-11 (аббревиатура ВТ означала — внутренняя тюрьма).

Один за другим в течение трех месяцев вышли три опытных экземпляра этого истребителя: первый (ВТ-11) имел двигатель Юпитер-VII с нагнетателем для увеличения высотности мотора, второй, названный "Клим Ворошилов", имел обычный Юпитер-VI (М-22), третий, названный "Подарок XVI партсъезду", имел новый отечественный мотор М-15; этот самолет отличался еще тем, что на нем было установлено кольцо Тауненда, в то время как на первых двух стояли индивидуальные обтекатели головок цилиндров.

Испытания И-5 начались неудачно. На одном из первых двух экземпляров в первом же полете летчик-испытатель И.Ф.Петров потерпел аварию: в конце пробега самолет вдруг встал боком и перевернулся. В аварии обвинили летчика. Впоследствии, когда самолет стал выпускаться серийно, из строевых частей, стали поступать сведения об аналогичных авариях. Обнаружился скрытый дефект, проявлявшийся только в штилевую погоду, при ветре же площади рулей было достаточно для удержания самолета от разворота при остановке. Изменения, внесенные в конструкцию шасси по предложению И. Ф. Петрова, избавили серийные истребители И-5 от этого недостатка. Если не считать этой аварии, то заводские испытания И-5 шли успешно — он показал прекрасные летные качества.

Сразу после заводских испытаний состоялось решение о принятии его на вооружение и запуске в серию. Случай сам по себе довольно редкий, когда самолет еще до государственных испытаний передается в серию. Среди трех вариантов И-5 и И-6, испытывавшихся почти одновременно, предпочтение было отдано И-5 с мотором М-22. Ответственными по внедрению самолета в серию назначили трех конструкторов: Д. П. Григоровича (руководитель), И. М. Косткина и К. А. Виганда. Простота конструкции И-5 способствовала быстрому налаживанию его серийного производства. В 1931 г. завод уже выпустил несколько десятков И-5. Намеченный в 1932 г. запуск в серию варианта И-5 с мотором М-15 не был осуществлен.

Государственные испытания И-5 с мотором М-22 проводились в июле — августе 1931 г., то есть тогда, когда самолет уже поставлялся в строевые части. Военные специалисты отмечали, что И-5 может считаться вполне современным истребителем. И-5 быстро реагировал на действия рулей, перемену режима мотора, был легок в управлении, устойчив, приятен и неутомителен в пилотировании, обладал малым разбегом и пробегом (соответственно 54 и 105 м). И-5 оказался простым и удобным в обслуживании. Самолет имел много достоинств, но вскрылись и некоторые недостатки. В частности, на И-5 были случаи попадания в опасные режимы плоского штопора, приведшие в воинских частях к ряду катастроф. Оригинальным решением стало введение поворотных передних стоек коробки крыльев. Стойки имели увеличенную хорду и управлялись летчиком. Действовали они очень эффективно — штопор после поворота стоек почти сразу прекращался. Правда, управлять ими в режиме штопора было все же трудно.

В процессе серийного производства истребитель И-5 неоднократно улучшался. В 1933 г. деревянный винт заменили металлическим и установили обтекатели колес, что позволило увеличить скорость до 286 км/ч вместо 276 км/ч. Истребитель И-5 состоял на вооружении около девяти лет.

Лётно-технические характеристики
Экипаж, чел1
Размах прямого крыла, м10.24
Длина, м6.78
Высота, м3
Площадь крыла, м221.25
Масса пустого самолёта, кг943
Масса нормальная взлётная, кг1355
Максимальная скорость, км/ч280
Крейсерская скорость , км/ч245
Практическая дальность, км660
Максимальная скороподъёмность, м/мин535
Практический потолок, м7500

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ПДМ-221480

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПулеметПВ-17,622 

Классификаторы
Вид примененияИстребитель
Тип двигателяПоршневой
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевБиплан
Тип оперенияНормальное однокилевое
Тип ВПУСухопутный трехопорный (хвост.)
Расположение двигателейВ фюзеляже

Дополнительная информация
КонструкторПоликарпов Н.Н.
КБОКБ Поликарпова
Индекс КБВТ-11
Индекс ВСИ-5
Начало разработки1928
Построен1930
1-й полёт1930
Начало гос. испытаний1931
Принят на вооружение1931
Год закрытия серии1939
Период1921-1939
Базовое применениеИстребитель
Другое применениеИстребитель-бомбардировщик
Разведчик
Участие в войнах1937-1939 гг. Советские советники в Китае
1938 г. Советско-японский конфликт (Хасан)
1939 г. Польский поход РККА
1939 г. Аннексия Бессарабии
1939 г. Аннексия Буковины
1939 г. Советско-японский конфликт (Халхин-Гол)
1939-1940 гг. Советско-финляндская война
1940 г. Присоединение Прибалтийских стран
1941-1945 гг. Великая Отечественная война
ВыпускСерийный


Обратите внимание:

Туполев Ту-95 :: Яковлев Як-26 :: Яковлев Як-6 :: Breguet XIV :: Douglas DB-7 :: Maurice Farman F.62 "Goliath" :: Friedrichshafen G.IV :: Junkers JG-1 (К-30) :: RAF RE-8 :: Voisin L :: Микоян, Гуревич МиГ-15 :: Антонов Ан-12БК :: Антонов Ан-30 :: Денисов Р-2 :: Иванов "В.И." :: Лебедь "Лебедь-12" :: Марков, Скарбов P-Z :: Микоян, Гуревич МиГ-25Р :: Моска, Быстрицкий МБ :: Неман ХАИ-1ВВ :: Петляков Пе-2Р :: http://www.lugr.ru