Текущий раздел: Самолеты :: Карта разделаСамолёты, Истребители, Поликарпов И-180
Armstrong Whitworth A.W.41 "Albermarle" :: Douglas DB-7 :: Maurice Farman MF.11 "Shorthorn" :: Junkers JG-1 (К-30) :: Voisin VIII :: Микоян, Гуревич МиГ-15 :: Антонов Ан-2Ф :: Денисов Р-2 :: Лебедь "Лебедь-11" :: И-180 в нескольких вариантах проектировался и строился (на замену И-16) как массовый истребитель для тех полутораста тысяч летчиков, которые должны были быть выпущены в ближайшие годы согласно выдвинутому лозунгу. По схеме он повторял И-16, но с несколько большими размерами и мощностью и значительно более высокими летно-тактическими качествами. Предполагалась также и более совершенная, передовая для 1938 г. конструкция Н.Н.Поликарпова с широким применением прессованных профилей, литья и штамповки. Исходя из этих соображений и проектировался И-180 с двигателем М-88. Однако в уступку серийному заводу была принята привычная для него смешанная конструкция типа И-16, к 1938 г. уже во многом устаревшая. Следует выделить следующие варианты самолета И-180: И-180–1; И-180–2; И-180–3; И-180Ш.
Конструкция И-180–1 по типу И-16, смешанная. Фюзеляж деревянный монокок. Крыло с трубчатыми лонжеронами и нервюрами из дуралюминовых профилей, носок крыла дуралюминовый и к нему приклепана тесьма, за которой шла полотняная обшивка. Оперение дуралюминовое, обшивка рулей и элеронов полотно. Шасси трехстоечное пирамидальное, уборка его пневматическая. Баки сварные из АМц, протектированные. ВИШ трехлопастный, диаметр капота двигателя М-88–1310 мм, длина его 1260 мм. Вооружение 4 пулемета ШКАС синхронных, бомб 40 кг, в перегрузку до 200 кг. Самолет строился в 1938 г. и был вывезен на Центральный аэродром. На первом же вылете 15 декабря 1938 г. он разбился. Погиб известный летчик-испытатель В.П.Чкалов. Причиной аварии была остановка двигателя. В этот день был мороз 24 градуса. При снижении самолета на малых оборотах переохлажденный двигатель заглох. В.П.Чкалову не хватило нескольких метров высоты, чтобы достичь аэродрома.
И-180–2 измененный вариант предыдущего самолета, сперва устанавливался двигатель М-87А, затем М-87Б, конструкция несколько модернизирована, размах и площадь крыла немного увеличены, учтен опыт первого самолета. Вооружение прежнее. Первый полет совершил летчик Е.Г.Уляхин 19 апреля 1939 г., а уже 1 мая того же года летчик С.П.Супрун участвовал на самолете И-180–2 в воздушном параде над Москвой. При дальнейших испытаниях, которые проводил Т. П. Сузи, в 53 полете (с заданием полет на потолок) 5 сентября 1939 г. самолет потерпел катастрофу и летчик погиб. По заключению аварийной комиссии причиной катастрофы явилось ослепление летчика горячим маслом вследствие разрушения подкапотного маслорадиатора. Самолет, как таковой, не был опорочен, и катастрофа не отразилась на выпуске третьего опытного экземпляра и внедрении самолета в серию.
И-180–3 внешние формы самолета остались прежними, но двигатель был поставлен новый М-88Р (с редуктором) в 1000 л. с., и соответственно изменилась форма его капота. От И-180–2 отличался конструкцией крыла. Полки лонжеронов (тавры) из стали 30ХГСА, остальной материал крыла дуралюмин. Нервюры из угольников, клепка везде открытая. Полотно в обшивке рулей по типу И-190. Шасси пирамидальное с пневматической уборкой. Вооружение: два пулемета ШКАС и два пулемета БС, собранных в одну батарею (впервые в мире) и стрелявших синхронно между верхними цилиндрами двигателя. Бомбовая нагрузка 40 кг, в перегрузку 200 кг. Первый полет был совершен 10 февраля 1940 г. Заводские испытания, проводимые летчиком-испытателем Е. Г. Уляхиным прошли в общем благополучно. Самолет развивал скорость до 575 км/ч.
Еще с августа 1939 г. было начато внедрение И-180 в серию. Правда на госиспытаниях самолет разбился, потому что летчик Прошаков, выполняя неправильно разворот, выбросился с парашютом и неуправляемая машина врезалась в землю. Постройка первой серии продолжалась. Было признано, что самолет в перегрузочном варианте может использоваться как штурмовик, а с подвесными баками как истребитель сопровождения. Отмечалась лишь недостаточная местная прочность шасси с его механизмами.
И-180 серийный. Двигатель М-88Р, формы как в И-180–3, но конструкция крыла снова была сделана по типу И-16 в уступку заводу. Силовая группа c вооружением была сделана отъемной на четырех точках. Серийная сборка была уже организована на потоке. Первые три самолета из серии в десять самолетов были выпущены в декабре 1939 г. и проходили серийные испытания. К 1 мая 1940 г. были выпущены все десять самолетов, а три из них были показаны на первомайском параде.
И-180Ш серийный экземпляр И-180, но с изменением шасси, которое вместо пирамидального было сделано одностоечным, как и в других истребителях. Постройка не была завершена в связи с прекращением серийного выпуска.
Лётно-технические характеристики (И-180-1) | Экипаж, чел | 1 | Размах крыла, м | 10,00 | Длина, м | 6,88 | Высота, м | 2,45 | Площадь крыла, м2 | 16,11 | Масса пустого самолёта, кг | 1815 | Масса нормальная взлётная, кг | 2675 | Скорость максимальная (у земли), км/ч | 470 | Скорость максимальная (на высоте), км/ч | 585 | Практическая дальность, км | 900 | Максимальная скороподъёмность, м/мин | 1000 | Потолок практический, м | 11050 |
|
Двигатели | Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. | 1 | ПД | М-99Р | 1 | 1100 |
|
Авиационное артиллерийское оружие | Вариант | Тип | Модель | Калибр, мм | Кол-во | Боекомплект | 1 | Пулемет | ШКАС | 7,62 | 2 | | Пулемёт | БС | 12,7 | 2 | |
|
Классификаторы | Вид применения | Истребитель | Тип двигателя | Поршневой | Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный | Конструкция крыльев | Монолан | Тип оперения | Нормальное однокилевое | Тип ВПУ | Сухопутный колёсно-лыжный | Расположение двигателей | В фюзеляже |
|
Дополнительная информация | Конструктор | Поликарпов Н.Н. | КБ | ОКБ Поликарпова | ИндексВС | И-180 | Начало разработки | 1938 | Построен | 1938 | 1-й полёт | 15.12.1938 | Испытатели | Чкалов В.П., Уляхин Е.Г., Супрун С.П., Сузи Т.П. | Начало гос. испытаний | август 1939 | Принят на вооружение | | Период | 1936-1945 | Базовое применение | Истребитель | Другое применение | Штурмовик, истребитель сопровождения | Выпуск | Малосерийный | Произведено | 10 |
|
Обратите внимание:
Туполев Ту-22 :: Туполев Ту-4 :: Яковлев ББ-22 :: Яковлев Як-28 :: Armstrong Whitworth A.W.41 "Albermarle" :: Caudron G.4 :: Микоян, Гуревич МиГ-1 :: Maurice Farman MF.11 "Shorthorn" :: Handley Page HP.52 "Hampden" :: North American B-25 "Mitchell" :: Voisin VIII :: Анатра "Анаде" :: Анатра "Анасаль" :: Антонов Ан-2Ф :: Бериев А-50 :: Ильюшин Ил-20 :: Лебедь "Лебедь-11" :: Микоян, Гуревич МиГ-17 :: Микоян, Гуревич МиГ-21Р :: Микоян, Гуревич МиГ-25РБК :: Мясищев М-55 "Геофизика" :: http://www.lugr.ru