Текущий раздел: Самолеты :: Карта раздела

Самолёты, Морские, Яковлев Як-38

Sopwith "Triplane" :: SPAD SA :: Архангельский СБ :: Ермолаев Ер-2 :: Ильюшин Ил-54 :: Петляков ТБ-7 ::


Вскоре после второй мировой войны стало очевидным, что наиболее уязвимой частью боевой авиации являются аэродромы, особенно взлетнопосадочные полосы и рулежные дорожки. Их поражение зачастую делает невозможными полеты самолетов обычного взлета и посадки (ОВП), даже если они сохранились в укрытиях. С целью радикального решения проблемы еще в 50-е годы в ряде стран были начаты работы по созданию самолетов вертикального или короткого взлета и посадки (ВВП/КВП)

После создания модицикации Як-28 с ВВП Як-28ВВ, эта идея получила развитие в самолёте Як-В (изделие «В»), впоследствии Як-36. Разработка самолета «В» велась под непосредственным руководством С.Г.Мордовина, ставшего впоследствии заместителем главного конструктора.

После успешного завершения воздушного парада в Домодедово Яковлев обратился в правительство с предложением о выпуске 10–15 Як-36 для отработки методики эксплуатации подобных машин на корабле. Однако бесперспективность данного СВВП с мизерной полезной нагрузкой была слишком очевидна, и вскоре, (менее чем через полгода вышло постановление правительства) в ОКБ приступили к разработке боевого самолета Як-36М, получившего, после принятия на вооружение, обозначение Як-38. Компоновка новой машины коренным образом отличалась от своего предшественника, став классической для отечественных СВВП.

Решение о запуске Як-36М (Як-38) в серийное производство на Саратовском авиазаводе было принято в 1973 г., и уже в следующем году там собрали первые три серийные машины. Их быстрая постройка стала возможна благодаря тому, что подготовка заводской технологической оснастки началась еще в 1970-71 гг.

Первый серийный Як-36М вышел из сборочного цеха в мае 1974 г. После тщательной отработки машины на стендах 30 сентября Дексбах приступил к сдаточным полетам на ней. Этот самолет весной 1975 г. был передан в испытательный центр в Ахтубинске, второй серийный — на авиабазу в Саках, а третий — в ЛИИ. Все они были оснащены модифицированными подъемными двигателями РД-36-35ВФ. Отработка бортового оборудования, системы управления и вооружения продолжалась в процессе выпуска Як-36М первых серий. Hапример, на втором серийном экземпляре в 1976 г. был установлен прицел АСП-17БМЦ, а на восьмом самолете третьей серии (N 0803) — прицел АСП-ПФ-21 от истребителя МиГ — 21ПФ. После контрольных облетов каждый из выпущенных самолетов направлялся на специальные испытания, связанные с развитием конструкции, либо передавался в тренировочный центр пилотов авиации ВМФ в Саках, куда, например, в ноябре 1975 г. поступили три самолета второй серии. В ходе серийного производства самолет постоянно совершенствовался. Рыбинский моторостроительный комплекс и МHПО «Союз» смогли несколько увеличить тягу подъемных и подъемномаршевых двигателей. ПД получили новое обозначение РД-36-35ВФР.

Конструкторы при взаимодействии с заказчиком потратили немало времени на доводку комплекса вооружения Як-38, ассортимент которого был весьма невелик. Вначале в качестве встроенного оружия в фюзеляже предусматривалась двуствольная пушка ГШ-23. Однако вскоре такие пушки разместили в подвесных контейнерах на пилонах под крылом. Для уничтожения крупных морских и наземных целей предназначались управляемые ракеты Х-23 с комплексом наведения «Дельта» в специальном контейнере. Hа внутренние крыльевые пилоны можно было подвесить от 2 до 4 ракет Р-60 класса «воздух-воздух». В ходе приемо-сдаточных облетов головной партии серийных самолетов летчики-испытатели М.С.Дексбах и В.П.Хомяков попали в аварии. Первая произошла 4 апреля 1975 г. с самолетом N 0302, который пилотировал Дексбах. После выполнения «полного профиля» он пошел на посадку с одним неработающим ПД, не заметив светового сигнала о его незапуске (он заходил на посадку по солнцу). При уменьшении скорости самолет стал резко пикировать. Только благодаря мастерству пилота катастрофы удалось избежать, но самолет был разрушен, а Дексбах повредил позвоночник и полтора года не летал. Вся испытательная нагрузка легла на его товарищей, главным образом на Кононенко и Хомякова. После этого случая все «вертикалки» были доработаны — в кабине установили двустрелочный указатель оборотов подъемных двигателей. Вторая авария произошла с Хомяковым 4 марта 1976 г. на само — лете N 0903 после вертикального взлета с заводского аэродрома. Из-за отсутствия защиты от зуммерного попадания сигнала в канал электропитания системы автоматического катапультирования СК-3М произошло ее самопроизвольное срабатывание. Хомякова выбросило через остекление фонаря, а самолет под управлением САУ-36 при всех работающих двигателях набрал высоту порядка 10000 м и после выработки горючего упал в овраг. Летчик на парашюте благополучно опустился на лед Волги. После аварии систему СК-3М соответствующим образом доработали.

Як-38 предназначен для обороны района патрулирования ПЛ от противолодочных самолетов и вертолетов противника, а также для поражения надводных и наземных целей, не имеющих мощной ПВО. Первый полет Як-36М состоялся в 1970 г. Серийный выпуск Як-38 осуществлялся на Саратовском авиационном заводе с 1974 г. (построен 231 самолет). В 1983 г. был создан самолет Як-38М, снабженный двумя подкрыльевыми ПТБ и усовершенствованным вооружением. Велись работы по созданию многоцелевого самолета Як-39, способного использоваться в качестве палубного истребителя-перехватчика и штурмовика, имеющего увеличенную площадь крыла, емкость топливных баков, бортовую многофункциональную РЛС, усовершенствованное БРЭО и вооружение (в частности, УР «Вихрь»). Проект реализован не был. Первоначально Як-38 осуществлял лишь вертикальный взлет и посадку на палубу, в дальнейшем были освоены полеты с коротким разбегом и пробегом.

В 1980 г. несколько самолетов Як-38 было направлено в Афганистан, где они действовали с ограниченных площадок в условиях высокогорья (в ходе боевых действий Як-38 потерь не понесли).

В ходе 15-летней эксплуатации потеряно 36 самолетов, в 31 случае летчики успешно катапультировались (в 18 случаях катапультирование выполнялось автоматически). На самолете установлены дублированный автопилот, радионавигационные системы, системы радиосвязи и радиопомех, система радиоопознавания СР0-2, коллиматорный прицел. Самолет оборудован катапультным креслом К-36, обеспечивающим автоматическое катапультирование на взлетно-посадочных режимах.

Состоял на вооружении ВМС России. Базировался на авианесущих крейсерах «Киев», «Минск», «Новороссийск» и «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» (на каждом корабле обычно размещалось до 12 самолетов Як-38 или Як-38М и один Як-38У). Предполагалось размещение самолета на ТАКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», контейнеровозах и судах с горизонтальным способом погрузки, а также на сухопутных площадках и специальных быстроустанавливаемых мобильных платформах. Серийный выпуск прекращен, с вооружения снят.

 Лётно-тактические данные
Экипаж, чел1
Размах крыла, м7.32
Длина, м15.50
Высота, м4.37
Площадь крыла, м218.50
Максимальная скорость у земли, км/ч978
Максимальная скорость на высоте, км/ч1009
Макс. скороподъемность, м/мин12000
Дальность действия нормальная, км650
Дальность действия при вертиклаьном взлете, км500
Практический потолок, м15000
Продолжительность полета, ч1

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воТяга одного, кН
1подъемно-маршевыйР-27В-300266.68
подъемныйРД-36-35ФВР231.87
2подъемно-маршевыйР-27В-300266.68
подъемныйРД-38231.90

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПушкаГШ-23Л 231 

Авиационные средства поражения
ВариантТипМодельМасса, кгКол-воНагрузка, кг
1УР, НУР, бомбы   2000

Классификаторы
Базовое применениеИстребитель-бомбардировщик с ВВП
Тип двигателяРеактивный
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан
Тип оперенияНормальное многокилевое
Тип ВПУТрехопорный (с передней опорой) с ВВП
Расположение двигателейВ фюзеляже
Период1962-1975
ВыпускСерийный
Произведено271

Дополнительная информация
КонструкторЯковлев
КБОКБ Яковлева А.С.
Индекс ВСЯк-38
Начало разработки1970
Построен1970
1-й полёт1970
Принят на вооружение1974
Другие названияЯк-36М
Период1962-1975
ВыпускСерийный
Произведено231
Обозначение NATOForger


Обратите внимание:

Nieuport N.24bis :: RAF S.E.5 :: Лавочкин Ла-5 :: Sopwith "Pup" :: Sopwith "Triplane" :: SPAD S.XIII :: Supermarine "Spitfire" :: Архангельский СБ :: Болховитинов ДБ-А :: Ильюшин ДБ-3 :: Ильюшин Ил-54 :: Петляков ПБ-100 :: Поликарпов У-2ВС :: http://www.lugr.ru