Текущий раздел: Самолеты :: Карта разделаСамолёты, Истребители, Поликарпов И-16
Яковлев Як-6 :: Caudron G.4 :: Maurice Farman F.62 "Goliath" :: Handley Page HP.52 "Hampden" :: RAF RE-8 :: Анатра "Анаде" :: Антонов Ан-12БК :: Бериев А-50 :: Иванов "В.И." :: В середине 30-х годов не было, пожалуй, истребителя, который пользовался бы такой широкой известностью в авиационных кругах как И-16 (ЦКБ-12), сконструированный коллективом, возглавляемым Н.Н.Поликарповым.
По своему внешнему виду и летным качествам И-16 резко отличался от большинства своих серийных современников. Минимальные размеры, "бочкообразный" толстый фюзеляж, маленькое крыло, площадью вместе с подфюзеляжной частью в 14,54 кв.м и заголовник кабины летчика, переходивший в вертикальное оперение. Конструкция И-16 — смешанная. Фюзеляж — деревянный, монокок выклеенный из шпона, с толщиной стенок от 4 мм в передней до 2,5 мм в хвостовой части. Каркас фюзеляжа составляли четыре лонжерона и 11 шпангоутов — рамных, из сосновых реек фанерных стоек, коробчатого сечения; стрингеры — рейки, врезанные в шпангоуты. Для технологичности монокок изготовлялся из двух половин (правой и левой), стыкованных в плоскости симметрии самолета. Лонжероны центроплана — ферменные; нервюры — ферменные цельнодуралюминовые из коробчатых профилей. Обшивка центроплана — целиком из дюралюмина. Лонжероны консолей крыла — с полками из стальных труб и стенками из дюралюмина. Соединение полок лонжеронов центроплана и консолей — накидными гайками. Носок крыла — дуралюмин 0,5 мм, зализы — выклеенные из шпона. Обтяжка консолей — полотно. Элероны — щелевые, отчасти выполнявшие функцию закрылков путем одновременного опускания на 15 градусов при посадке. Элероны и оперение — из Д6 с полотном. Управление рулем высоты и элеронами — жесткое, рулем направления и шасси — тросовое (кроме последних выпусков И-16). Шасси состояло из двух отдельных пирамид и было оригинальной конструкции, свойственной тому времени, когда пневмо— и гидросистемы с силовыми цилиндрами еще не вошли в практику и распространены были лишь механические ручные тросовые приводы от летчика. Вес пустого (тип 10) -1315, взлетный — 1715 кг. Истребитель непрерывно совершенствовался, менялся в деталях, оснащался более мощными двигателями и более сильным вооружением. Но его основная схема, размеры, формы и обводы фюзеляжа, крыла и оперения оставались неизменными.
И-16 создавался как скоростной истребитель, в котором одновременно преследовалась цель достижения максимальной маневренности для ведения воздушного боя. Для этого центр тяжести в полете был совмещен с центром давления примерно на 31% САХ. Имело место мнение, что в этом случае самолет будет более маневренным. На самом деле получилось, что И-16 стал практически недостаточно устойчивым, особенно на планировании, требовал большого внимания от летчика, реагировал на малейшее движение ручки. И наряду с этим не было, пожалуй, самолета, который производил бы такое большое впечатление на современников своими скоростными качествами. Маленький И-16 воплощал в себе идею быстроходного самолета, выполнявшего к тому же очень эффективно фигуры высшего пилотажа, и выгодно отличался от любых бипланов. После каждой модификации скорость, потолок и вооружение самолета возрастали.
Первые серийные истребители, построенные в 1934 году с двигателем М-22, развивали скорость до 360 км/час. Самолеты последних серий производства 1939 года, с двигателем М-62, летали уже со скоростью 460-490 км/час.
Вооружение И-16 выпуска 1939 года состояло из двух пушек и двух пулеметов. Известны следующие модификации И-16: И-16 — М-22 (ЦКБ-12), И-16 дублер (ЦКБ-12 бис), И-16 тип 4 (ЦКБ-12 бис ) с двигателем М-25, И-16 тип 5 с двигателем М-25. С истребителем И-16 связаны многие славные страницы истории советской авиации. Самолеты первых серий получили боевое крещение в схватках с фашистами в небе Испании. На машинах последующих выпусков с установками для реактивных снарядов наши летчики громили японских милитаристов на Халхин-Голе. И-16 принимали участие в боях с немецко-фашистской авиацией в первый период Великой Отечественной войны. На этих истребителях сражались и одержали немало побед дважды Герои Советского Союза Г. П. Кравченко, С. И. Грицевец, А. В. Ворожейкин, В. Ф. Сафонов и другие летчики.
И-16 типов 5 и 10 в больших количествах применялся республиканской авиацией Испании. Был пушечный вариант самолета, И-16П (2 пушки ШВАК), И-16 типа 17 предназначался для штурмовки. Вооружение — 2 пушки ШВАК, 2 пулемета ШКАС, 200 кг бомб на внешней подвеске. И-16 типа 24 (1939) оснащен двумя пушками ШВАК, двумя пулеметами ШКАС. Иногда ставили четыре ШКАСа и один синхронный крупнокалиберный пулемет БС. Самолет вооружали также шестью реактивными снарядами РС-82. Бомбовая нагрузка — до 200 кг. В ходе развития полетный вес И-16 вырос более чем в полтора раза. И-16 типа 24 принял участие в начальном периоде Великой Отечественной войны. И-16, приспособленные для пикирующего бомбового удара, стали частью "звена" — СПБ ("составного пикирующего бомбардировщика" — самолета-носителя ТБ-3 и двух И-16 , которые подвешивались у него под крылом), уничтожившего в 1941 году Черноводский мост (Румыния) через Дунай.
Лётно-технические характеристики | И-16 | Экипаж, чел | 1 | Размах крыла, м | 9 | Длина, м | 6.13 | Высота, м | 2.25 | Площадь крыла, м2 | 14.54 | Масса пустого самолёта, кг | 1500 | Масса нормальная взлётная, кг | 1941 | Максимальная скорость у земли, км/ч | 400 | Максимальная скорость на высоте, км/ч | 463 | Практическая дальность, км | 700 | Практический потолок, м | 9700 |
|
Двигатели | Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. | 1 | ПД | М-63 | 1 | 1100 |
|
Авиационное артиллерийское оружие | Вариант | Тип | Модель | Калибр, мм | Кол-во | Боекомплект | 1 | Пушка | ШВАК | 20 | 2 | | Пулемет | ШКАС | 7,62 | 2 | | 2 | Пулемет | ШКАС | 7,62 | 4 | | Пулемет | БС | 12,7 | 1 | |
|
Авиационные средства поражения | Вариант | Тип | Модель | Масса, кг | Кол-во | Нагрузка, кг | 1 | НУРС | РС-82 | | 6 | | Бомбы | | | | 200 |
|
Классификаторы | Вид применения | Истребитель | Тип двигателя | Поршневой | Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный | Конструкция крыльев | Моноплан (низкоплан) | Тип оперения | Нормальное однокилевое | Тип ВПУ | Сухопутный трехопорный (хвост.) | Расположение двигателей | В фюзеляже |
|
Дополнительная информация | Конструктор | Поликарпов Н.Н. | КБ | ОКБ Поликарпова | Индекс КБ | ЦКБ-12 | Индекс ВС | И-16 | Начало разработки | 1932 | Построен | 1934 | 1-й полёт | 1934 | Испытатели | В. Чкалов | Начало гос. испытаний | 1934 | Принят на вооружение | 1937 | Период | 1936-1945 | Базовое применение | Истребитель | Другое применение | Истребитель-бомбардировщик | Участие в войнах | 1936-1939 гг. Советские советники в Испании 1937-1939 гг. Советские советники в Китае 1938 г. Советско-японский конфликт (Хасан) 1939 г. Аннексия Буковины 1939 г. Аннексия Бессарабии 1939 г. Польский поход РККА 1939 г. Советско-японский конфликт (Халхин-Гол) 1939-1940 гг. Советско-финляндская война 1940 г. Присоединение Прибалтийских стран 1941-1945 гг. Великая Отечественная война | Выпуск | Серийная модификация |
|
Обратите внимание:
Туполев Ту-2 :: Лавочкин, Горбунов, Гудков ЛаГГ-3 :: Туполев Ту-95 :: Яковлев Як-26 :: Яковлев Як-6 :: Breguet XIV :: Douglas DB-7 :: Maurice Farman F.62 "Goliath" :: Friedrichshafen G.IV :: Junkers JG-1 (К-30) :: RAF RE-8 :: Voisin L :: Микоян, Гуревич МиГ-15 :: Антонов Ан-12БК :: Антонов Ан-30 :: Денисов Р-2 :: Иванов "В.И." :: Лебедь "Лебедь-12" :: Марков, Скарбов P-Z :: Микоян, Гуревич МиГ-25Р :: Моска, Быстрицкий МБ :: http://www.lugr.ru