Текущий раздел: Самолеты :: Карта раздела

Самолёты, Морские, Ильюшин Ил-38

Morane-Saulnier N "Monocoque" :: Nieuport N.12 :: Nieuport N.24bis :: Republic P-47 "Thunderbolt" :: Sopwith "Pup" :: SPAD S.VII :: Supermarine "Spitfire" :: Лавочкин Ла-7 :: Ильюшин ДБ-3 ::


В середине 60-х годов ОКБ им. С.В. Ильюшина получило задание на разработку патрульного самолета, аналогичного американскому Р-3А «Орион» фирмы «Локхид». Базой для новой машины послужил хорошо освоенный промышленностью пассажирский самолет Ил-18Д. В марте 1969 г. с завершением серийного выпуска авиалайнера Ил-18Д на освободившейся сборочной линии завода «Знамя Труда» (г. Москва, Ходынка) развернули строительство нового базового патрульного противолодочного самолета, получившего название Ил-38.

Самолет Ил-38 представляет собой цельнометаллический моноплан с низкорасположенным крылом, на котором размещены 4 ТВД АИ-20М конструкции А.Г. Ивченко, имеющие ресурс 4000 ч. Его двигатели оснащены четырехлопасными автоматическими винтами АВ-68И диаметром 4,5 м. Для их управления используется ряд противоаварийных устройств: автофлюгирование, флюгирование флюгер-насосом, воздушно-механическая аварийная система флюгирования и установка лопастей винта на промежуточном упоре. Топливная система включает в себя группы баков, симметрично расположенных в правой и левой половинах крыла. Группы баков для питания двух правых и двух левых ТВД изолированы между собой, но при необходимости их можно соединить. К каждой паре двигателей топливо подводится двумя насосами, каждый из которых обеспечивает питание обоих ТВД. Для полной гарантии на самих двигателях установлено еще по одному насосу. Шасси трехопорное. Основные опоры, расположенные на крыле в продолжении гондол внутренних ТВД, имеют тележки с четырьмя тормозными колесами. Передняя управляемая опора, расположенная в носовой части фюзеляжа под кабиной экипажа, снабжена двумя колесами. Все опоры убираются вперед по полету. Для разгрузки летчика все операции по выпуску и уборке шасси автоматизированы. Управление самолетом ручное. Приемлемые для летчиков нагрузки на штурвал и педали достигнуты благодаря тщательному подбору компенсации рулей и элеронов. Гидросистема обеспечивает выпуск и уборку шасси, открытие и закрытие створок бомболюка, торможение колес, поворот передней опоры и включение флюгирования винтов.

Специальное оборудование и вооружение вызвали необходимость значительного изменения планера самолета по сравнению с Ил-18Д (положение крыла сместили на 4 шпангоута вперед). Благодаря этому, в отсеке вооружения стало возможно размещать торпеды, имеющие значительную длину. В носовой части самолета под кабиной экипажа разместили обтекатель мощной поисковой РЛС. В оконечной части фюзеляжа за хвостовым оперением в длинном коке установили датчик детектора магнитных аномалий. Помимо этого оборудования, для поиска подводных лодок на борту имелись сбрасываемые гидроакустические буи (активные и пассивные) и газоанализатор. Последний позволял обнаруживать неприятельскую субмарину, идущую под РДП (выдвигаемое устройство подводной лодки, используемое на «перископной» глубине для питания воздухом работающего дизеля), по выхлопу ее дизельных двигателей.

Самолет Ил-38 зарекомендовал себя неприхотливой, надежной и достаточно экономичной машиной. Машина выпускалась мелкими партиями по 15–20 самолетов в год до середины 70-х годов.

Лётно-технические характеристики
Экипаж, чел10
Размах крыла, м37.42
Длина, м39.6
Высота, м10.16
Площадь крыла, кв.м140
Масса пустого самолёта, кг33700
Масса нормальная взлётная, кг63500
Масса топлива нормальная, кг30000
Максимальная скорость, км/ч722
Крейсерская скорость , км/ч656
Практическая дальность, км7100
Боевой радиус действия у земли, км6500
Практический потолок, м10000

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ТВД "Прогресс" АИ-20М44250

Авиационные средства поражения
ВариантТипМодельМасса, кгКол-воНагрузка, кг
1Противолодочные торпеды 450-мм АТ-1 или АТ-2   
2Глубинные бомбы ГБ   
3Осветительные бомбыОАБ   
4Маркеры    

Классификаторы
Базовое применениеМорская авиация
Тип двигателяПоршневой
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан
Тип оперенияНормальное однокилевое
Тип ВПУСухопутный трехопорный (передняя)
Расположение двигателейВ крыле
Период1945-1964

Дополнительная информация
КонструкторИльюшин С. В.
КБОКБ-240
Индекс ВСИл-38
Заводыз.Знамя Труда
Начало разработки1961
Построен1961
1-й полёт27.09.1961
ИспытателиВ.К. Коккинаки
Начало гос. испытаний1964
Принят на вооружение17.01.1969
Обозначение NATOMay


Обратите внимание:

Curtiss P-40 "Warhawk" :: Fokker D.VIII :: Hawker "Hurricane" :: Martinsyde F.4 "Buzzard" :: Morane-Saulnier N "Monocoque" :: Nieuport N.11 :: Nieuport N.17 :: Nieuport N.24bis :: RAF S.E.5 :: Лавочкин Ла-5 :: Sopwith "Pup" :: Sopwith "Triplane" :: SPAD S.XIII :: Supermarine "Spitfire" :: Архангельский СБ :: Болховитинов ДБ-А :: Ильюшин ДБ-3 :: Ильюшин Ил-54 :: Петляков ПБ-100 :: Поликарпов У-2ВС :: http://www.lugr.ru