Текущий раздел: Самолеты :: Карта раздела

Самолёты, Морские, Григорович М-5

LFG Roland D.II :: Morane-Saulnier N "Monocoque" :: Nieuport N.12 :: Nieuport N.24bis :: Republic P-47 "Thunderbolt" :: Sopwith "Pup" :: SPAD S.VII :: Supermarine "Spitfire" :: Лавочкин Ла-7 ::


Строительство лодочных гидросамолетов в России началось в 1913 г. под руководством Д.П.Григоровича, который последовательно совершенствуя схему однодвигательного лодочного гидросамолета — многостоечного биплана с толкающим воздушным винтом, весной 1915 г. создал очень удачную двухместную летающую лодку М-5, строившуюся серийно вплоть до 1923 г.

Летающая лодка М-5 отличалась от предыдущих рядом признаков. Коробка крыльев была увеличена по площади за счет нижнего крыла и лнжала непосредственно на корпусе лодки, который был сделан примерно на 150 мм выше. Хвостовая часть имела трапециевидное поперечное сечение (узкой гранью вверх) и была на конце загнута кверху. Скулы на редане снабжены полозками, на которых самолет мог выходить из воды на спуск. Двигатель — «Гном-Моносупап» в 100 л. с. Для условий 1915 г. лодка оказалась исключительно удачной. Она обладала хорошей мореходностью, преодолевая волну до 0,5 м, нормально вела себя в воздухе, была довольно легка и проста в пилотировании.

Конструкция корпуса лодки М-5 была типовой для других гидросамолетов Д.П.Григоровича. Каркас лодки делался из ясеня. Обшивка была из фанеры различной толщины: от 3 мм на бортах и палубе до 5–6 мм на днище. Редан был накладной из 10-мм фанеры.

Конструкция крыльев была двухлонжеронная расчалочная. Лонжероны — сосновые бруски в пролетах между нервюрами — фрезерованные, двутаврового сечения. Нервюры состояли из сосновых полок сечением 5х20 мм и врезанной в них стенки из 5-мм фанеры с круглыми отверстиями облегчения. Стойки коробки крыльев были сосновые пустотелые.

Крылья были тонкие — порядка 4% хорды — и потому во избежание прогиба были первоначально расчалены в пролетах к стойкам коробки (в эксплуатации эти расчалки потом были сняты). Кроме того, крылья были расчалены к носу лодки в дополнение к собственным крестам-расчалкам крыльев между их лонжеронами. Тросы управления рулями и элеронами шли открыто вне лодки и крыльев.

Хвостовое оперение крепилось над изогнутой хвостовой частью лодки на стойках-трубах, было очень легким и нежестким. Хвост заметно скручивался на вираже, дрожал от обдувки винтом, но никогда не ломался. Стабилизатор был деревянный с подкосами под задний лонжерон, расчаленный к воздушному килю. Угол установки его мог быть изменен на земле.

Двигатель устанавливался на обычной листовой раме («толь») и передней втулке с дополнитнльной опорой под носок его. Все монтировалось на центральных стойках коробки крыльев. Бензин подавался к двигателю под давлением из бака за кабиной, воздух накачивался в бак с помощью ручного насоса.

Самолет обладал хорошей мореходностью, был прост в пилотировании, надежен. Скорость — 105 км/час, посадочная — 70 км/час, потолок до 3000 м, продолжительность полета — 4 часа.

Сразу после летных испытаний в апреле 1915 года первый гидросамолет участвовал в боевой операции. Серийная постройка летающей лодки М-5 продолжалась до 1923 года. Было выпущено около 300 машин.

В конце 1915 г. на испытания была представлена еще более совершенная и обладавшая большей грузоподъемностью летающая лодка М-9 , по схеме и конструкции являвшаяся дальнейшим развитием гидросамолета М-5. Поднимающие от 300 до 500 кг полной нагрузки и развивающие скорость до 110 км/ч, летающие лодки М-5 и М-9 с двигателями мощностью 100–150 л. с. широко использовались в русском флоте. Успеху М-5 и М-9 способствовали простота их пилотирования, устойчивость в полете и хорошая мореходность — обе летающие лодки могли эксплуатироваться при волне высотой 0,5 м и при движении на плаву имели хорошую управляемость благодаря обдуву руля направления потоком от воздушного винта. Самолеты М-5, М-9 и их более поздняя модификация М-20 участвовали в гражданской войне и после окончания ее довольно длительное время состояли на вооружении советской морской авиации. Всего было выпущено до 300 экземпляров.

Лётно-технические характеристикиМ-5
Экипаж, чел2
Размах крыла, м13.62
Длина, м8.6
Высота, м3.4
Масса пустого самолёта, кг660
Масса нормальная взлётная, кг960
Максимальная скорость, км/ч105
Крейсерская скорость , км/ч87
Продолжительность полета, ч4
Максимальная скороподъёмность, м/мин78
Практический потолок, м3300
Боевая нагрузка, кг160

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ПДGnome Monosoupape1100

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПулеметColt7,71 

Классификаторы
Базовое применениеМорская авиация
Тип двигателяПоршневой
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевБиплан
Тип оперенияБесхвостка
Тип ВПУГидросамолёт лодочный
Расположение двигателейПод крылом
Период1914-1921

Дополнительная информация
КонструкторГригорович Д. П.
Индекс ВСМ-5
Начало разработки1915
Построен1915
1-й полёт1915
Начало гос. испытаний1915
Принят на вооружение1915
Другие названияЩМ-5
Период1914-1921
ВыпускСерийный
Произведено300


Обратите внимание:

Ansaldo A.1 "Balilla" :: Bell P-63 "Kingcobra" :: Fokker D.XI :: Halberstadt D.I :: LFG Roland D.II :: Лавочкин Ла-150 :: Nieuport N.10 :: Nieuport N.12 :: Nieuport N.21 :: North American Р-51 "Mustang" :: Republic P-47 "Thunderbolt" :: Sopwith 2F.1 "Camel" :: Sopwith 7F.1 "Snipe" :: SPAD S.VII :: SPAD SA :: Vickers F.B.5 "Gunbus" :: Лавочкин Ла-7 :: Ермолаев Ер-2 :: Ильюшин Ил-28 :: Мясищев М-4 :: Петляков ТБ-7 :: http://www.lugr.ru