Текущий раздел: Самолеты :: Карта разделаСамолёты, Специальные, Туполев Ту-16П "Букет"
Яковлев Як-27 :: Яковлев Як-7 :: Лавочкин Ла-15 :: Bell P-63 "Kingcobra" :: Fokker D.VIII :: LFG Roland D.II :: Morane-Saulnier N "Monocoque" :: Nieuport N.12 :: Nieuport N.24bis :: Во второй половине 1950-х гг. в СССР была разработана система «Букет», которая, в отличие от СПС-1 и СПС-2, могла работать в автоматическом режиме и создавать помехи одновременно нескольким РЛС, в том числе многоканальным и перестраиваемым. В систему «Букет» входили станции постановки активных помех СПС-22, СПС-33, СПС-44 и СПС-55, каждая из которых перекрывала определенный диапазон частот. Для Ту-16 были подготовлены специальные модификации станций с учетом условий их работы на самолете СПС-22Н, СПС-ЗЗН, СПС-44Н и СПС-55Н (индекс «Н» означал, что станция предназначена для изделия «Н»). Самолеты, оборудованные системой «Букет», обозначались Ту-16П или изделие «НП» (иногда Ту-16П «Букет» или Ту-16 «Букет»). Они предназначались для противодействия наземным РЛС дальнего обнаружения и наведения, а также РЛС целеуказания ЗРК. С высоты 10000–11000 м один постановщик помех мог прикрыть группу из нескольких самолетов, идущих в строю в условном круге диаметром 3000–5000 м в полусферической зоне с диаметром в основании 600–700 км.
Для своего времени «Букеты» были самыми мощными в мире помеховыми станциями, и существовавшие тогда способы защиты РЛС не спасали их от глушения. В то же время «Букеты» имели большой вес и обладали значительной энергоемкостью. Для их размещения использовали грузоотсек, при этом бомбардировочное вооружение и створки демонтировались полностью. Вместо них устанавливалась платформа с блоками «Букета», представлявшими собой вертикально стоящие цилиндрические контейнеры с системой наддува. Там же размещались четыре дополнительных преобразователя типа ПО-6000 и один типа ПТ-6000, питавшие «Букет» переменным током. В задней части грузоотсека могла устанавливаться аппаратура постановки пассивных помех АСО-2Б. В нижней части платформы, по оси самолета располагался длинный коробообразный обтекатель (на 3/4 длины грузоотсека) антенн станции, который стал характерным внешним признаком Ту-16П. По краям платформы с обеих сторон находились отверстия системы кондиционирования блоков «Букета», закрывавшиеся обтекателями. Автоматизация станции позволяла обойтись без дополнительного члена экипажа управлял ею штурман-оператор со своего рабочего места.
Начиная с 1962 г., системой «Букет» было оснащено: 34 самолета станцией СПС-22Н, 9 СПС-ЗЗН, 28 СПС-44Н и 20 СПС-55Н. С переходом к полетам на малых высотах некоторые Ту-16П переоснащались станцией СПС-77, оптимизированной для работы в таких условиях. Дорабатывали не только Ту-16СПС, но и Ту-16 «Елка», а также некоторые другие модификации самолета.
Опыт применения Ту-16П показал, что при плотном расположении летящих в строю ударных машин применение системы «Букет» чревато подавлением не только РЛС противника, но и своих же бортовых радиолокаторов. Поэтому «Букет» в 1972 г. пришлось доработать и дополнить специальной аппаратурой, способной излучать мощный сигнал с узкой диаграммой направленности луча. 10 самолетов Ту-16П (со станциями СПС-22Н и СПС-44Н) были оборудованы аппаратурой «Фикус». Пять ее направленных антенн с системой вращения устанавливались под фюзеляжем между шпангоутами №34 и №45 под большим радиопрозрачным обтекателем. Испытания усовершенствованной системы постановки помех проводились на Ту-16П №1882409 и №1883117. На одну из серийных куйбышевских машин (№1882106) планировали установить опытную аппаратуру «Силикат», комплект агрегатов которой был полностью готов в марте 1956 г Несколько позднее вместо «Силиката» на этот самолет установили новую систему постановки активных радиопомех «Фонарь», однако эти варианты в серийное производство запущены не были. Во второй половине 60-х гг. серийный Ту-16П №5202907 оборудовали станцией СПС-100 «Резеда-АК». С самолета сняли прицел «Аргон» и заднюю пушечную установку, а вместо нее установили хвостовой отсек с аппаратурой станции. В комплект СПС-100 входила и станция предупреждения об облучении СПО-3 «Сирена-3». В этом виде постановщик помех успешно прошел испытания, и систему СПС-100 приняли для Ту-16. Однако строевые Ту-16П ими не оснащались, их получили, начиная с 1969 г., некоторые другие модификации Ту-16. Несколько Ту-16П оборудовали станцией СПС-120 «Кактус», блоки которой также разместили в грузоотсеке на платформе.
В течение 1970–80 гг. оборудование Ту-16П постоянно модернизировалось. В частности, устанавливались станции индивидуальной и групповой защиты типа СПС-151, СПС-152 или СПС-153 из комплекта «Сирень». Блоки станций «Сирень» располагались в техническом отсеке фюзеляжа и в хвостовом контейнере-обтекателе, установленном вместо задней стрелковой установки ДК-7. Передающие антенны системы располагались по обоим бортам фюзеляжа в районе воздухозаборников двигателей, приемные -в районе первого шпангоута фюзеляжа.
21 июля 1959 г. вышло Постановление Совмина №832–372, которое предусматривало создание новой пассивной противорадиолокационной системы индивидуальной защиты Ту-16. На основании этого документа на базе серийной УР класса «воздух-воздух» К-5 (К-51) ОКБ-134 разработало опытные образцы противорадиолокационной ракеты РПЗ-59 «Автострада-1». После пуска этой ракеты с Ту-16 из ее заднего отсека выбрасывались пачки дипольных отражателей, образуя перед самолетом облако пассивных помех. На держатели ДПУ-РПЗ в грузоотсеке Ту-16 можно было подвесить шесть ракет, запускаемых как одиночно, так и серией через определенные интервалы. Госиспытания системы проводились на доработанном Ту-16П №8204130 до начала 1964 г. и показали, что в данном виде она неприемлема, полет ракет был неустойчивым и опасным для самолета-носителя, были случаи самопроизвольного схода ракет и т.д. С учетом полученного опыта в 1964 г. развернулось создание новой противорадиолокационной системы «Пилон», включающей самолет-носитель Ту-16П со станцией «Букет» и 12 ракет РПЗ-59, размещенных на подкрыльевых пилонах (по шесть под каждой плоскостью). С 1972 г. небольшое число Ту-16П было оборудовано такой системой.
Лётно-технические характеристики | Ту-16П | Экипаж, чел | 9 | Размах крыла, м | 33,00 | Длина, м | 35,20 | Высота, м | 10,40 | Площадь крыла, м2 | 164,65 | Масса пустого самолёта, кг | 37200 | Масса нормальная взлётная, кг | 72000 | Масса максимальная взлётная, кг | 79000 | Масса внутреннего топлива, кг | 36000 | Максимальная скорость, км/ч | 1050 | Крейсерская скорость, км/ч | 780 | Практическая дальность, км | 3100 | Практический потолок, м | 12200 |
|
Двигатели | Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Тяга, кгс | 1 | ТРД | РД-3М | 2 | 9500 |
|
Классификаторы | Базовое применение | Самолет РЭБ | Тип двигателя | ТВД и ТРД | Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный | Конструкция крыльев | Моноплан | Тип оперения | Нормальное однокилевое | Тип ВПУ | Сухопутный трехопорный (передняя) | Расположение двигателей | В крыльях | Период | 1962-1975 |
|
Дополнительная информация | Конструктор | Туполев А.Н. | КБ | ОКБ-156 | Индекс КБ | НП | Индекс ВС | Ту-16П | Построен | 1962 | 1-й полёт | 1962 | Начало гос. испытаний | 1962 | Принят на вооружение | 1962 | Другие названия | Ту-16(Букет) | Период | 1962-1975 | Выпуск | Серийный | Произведено | |
|
Обратите внимание:
Сухой Су-37 :: Яковлев Як-1 :: Яковлев Як-15 :: Яковлев Як-23 :: Яковлев Як-27 :: Яковлев Як-3 :: Яковлев Як-9 :: Лавочкин Ла-15 :: Bell P-39 "Airacobra" :: Curtiss P-40 "Warhawk" :: Fokker D.VIII :: Hawker "Hurricane" :: Martinsyde F.4 "Buzzard" :: Morane-Saulnier N "Monocoque" :: Nieuport N.11 :: Nieuport N.17 :: Nieuport N.24bis :: RAF S.E.5 :: Лавочкин Ла-5 :: Sopwith "Pup" :: Sopwith "Triplane" :: http://www.lugr.ru