Текущий раздел: Самолеты :: Карта раздела

Самолёты, Специальные, Туполев Ту-16Н

Яковлев Як-25 :: Яковлев Як-3 :: Albatros D.I :: Bell P-39 "Airacobra" :: Fokker D.XI :: Hawker "Hurricane" :: Лавочкин Ла-150 :: Nieuport N.11 :: Nieuport N.21 ::


Поступившие в 60-е гг. на вооружение Дальней Авиации и Авиации ВМФ самолеты Ту-22РД, Ту-22КД, Ту-22ПД и Ту-22УД с системой приема топлива «конус-штанга» дозаправлялись от танкеров ЗМС, которым, прежде чем выйти в зону заправки, приходилось лететь практически через всю европейскую часть страны.

Поэтому родилась идея создания для Ту-22 более легкого самолета-заправщика, который мог бы базироваться на тех же или близких по классу аэродромах, что и Ту-22, в частности, в Украине и в Белоруссии. Поэтому ВВС выступили с инициативой создать заправщик Ту-16 с системой «конус-штанга», специализированный для работы с Ту-22.

Систему заправки полностью взяли с ЗМС, уменьшился лишь запас перекачиваемого топлива. Оборудование, размещенное в грузовом отсеке, было съемным, что позволяло конвертировать самолет в бомбардировщик. Для облегчения выдерживания строя при дозаправке (что входило в обязанности летчика заправляемого самолета) на Ту-16Н вдоль фюзеляжа снизу наносилась красная полоса. Всю систему отработали на Ту-16 №1882401, а начиная с 1963 г., на авиазаводе №22 в новый заправщик, получивший обозначение Ту-16Н или изделие «НН», переоборудовали несколько машин.

При освоении системы дозаправки Ту-22 от Ту-16Н в частях Дальней Авиации был выявлен ряд недостатков Поэтому в 1970 г. ВВС и МАП приняли совместное Решение по доработке системы, в частности, установки фар ФР-100 для освещения зоны заправки. В начале 1971 г. Ту-16Н №1882202 с доработками прошел испытания в ГК НИИ ВВС, после чего переделали все строевые заправщики.

Ту-16НН — такое обозначение получили Ту-16(З), переоборудованные в 1969 г. по системе «конус-штанга». При этом демонтировали оборудование уборки-выпуска топливного шланга системы крыльевой заправки, расходный топливный бак и светотехническое оборудование этой системы, а также пушечную установку ПУ-88. Вновь устанавливались новый расходный топливный бак с насосами, новое светотехническое оборудование, аппаратура управления и контроля за процессом заправки, аппаратура радиовстречи. Внешне Ту-16НН отличался от Ту-16Н только аэродинамическими шайбами на законцовках крыла, оставшимися от Ту-16(З), и дюралевыми накладками на местах снятого светотехнического оборудования прежней системы. Поэтому в ВВС и во многих документах оба самолета назывались одинаково — Ту-16Н. Всего в Ту-16НН доработали 20 машин.

Во второй половине 50-х гг. один из серийных Ту-16 доработали для участия в испытаниях по дозаправке в полете по системе «конус-штанга», но уже в качестве заправляемого самолета. Штанга располагалась перед фонарем кабины пилота Рядом с ней размещались две фары подсвета штанги, а на киле — БАНО зеленого цвета, сигнализирующие о фиксации контакта штанги с конусом. В самолете была проложена топливная магистраль от штанги к бакам №№2, 3,4 и 5, кроме того, доработана система сжатого воздуха для управления штангой, установлена новая топливная автоматика и аппаратура управления системой дозаправки. Несмотря на успешные испытания, дорабатывать строевые Ту-16 не стали. Машина Ту-16Д послужила летающей лабораторией для отработки системы дозаправки ракетоносцев Ту-95КД и Ту-22КД.

Лётно-технические характеристикиТу-16Н
Экипаж, чел7
Размах крыла, м33
Длина, м34.8
Высота, м10.4
Площадь крыла, кв.м164.65
Масса пустого самолёта, кг37200
Масса нормальная взлётная, кг72000
Масса максимальная взлётная, кг79000
Тяга нефорсажная, кгс19000
Масса топлива нормальная, кг36000
Масса топлива с ПТБ, кг45800
Максимальная скорость, км/ч1050
Крейсерская скорость , км/ч780
Дальность действия, км4800
Боевой радиус действия у земли, км2500
Практический потолок, м14500

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воТяга нефорсажная одного, кгс
1ТРД РД-3М29500

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПушкаАМ-23232 

Классификаторы
Базовое применениеТопливозаправщик
Тип двигателяРеактивный
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан
Тип оперенияНормальное однокилевое
Тип ВПУСухопутный трехопорный (передняя)
Расположение двигателейВ крыле
Период1962-1975
ВыпускСерийный
Произведено

Дополнительная информация
КонструкторТуполев А.Н.
КБОКБ-156
Индекс КБНН
Индекс ВСТу-16Н
Заводы№22
Построен1963
1-й полёт1963
Начало гос. испытаний1963
Принят на вооружение1963
Период1962-1975
ВыпускСерийный
Произведено
Обозначение NATOBadger-A


Обратите внимание:

Сухой Су-35 :: Туполев Ту-128 :: Лавочкин Ла-11 :: Яковлев Як-17 :: Яковлев Як-25 :: Яковлев Як-28 :: Яковлев Як-7 :: Albatros D.I :: Ansaldo A.1 "Balilla" :: Bell P-63 "Kingcobra" :: Fokker D.XI :: Halberstadt D.I :: LFG Roland D.II :: Лавочкин Ла-150 :: Nieuport N.10 :: Nieuport N.12 :: Nieuport N.21 :: North American Р-51 "Mustang" :: Republic P-47 "Thunderbolt" :: Sopwith 2F.1 "Camel" :: Sopwith 7F.1 "Snipe" :: http://www.lugr.ru