Текущий раздел: Самолеты :: Карта разделаСамолёты, Специальные, Туполев Ту-16Н
Яковлев Як-25 :: Яковлев Як-3 :: Albatros D.I :: Bell P-39 "Airacobra" :: Fokker D.XI :: Hawker "Hurricane" :: Лавочкин Ла-150 :: Nieuport N.11 :: Nieuport N.21 :: Поступившие в 60-е гг. на вооружение Дальней Авиации и Авиации ВМФ самолеты Ту-22РД, Ту-22КД, Ту-22ПД и Ту-22УД с системой приема топлива «конус-штанга» дозаправлялись от танкеров ЗМС, которым, прежде чем выйти в зону заправки, приходилось лететь практически через всю европейскую часть страны.
Поэтому родилась идея создания для Ту-22 более легкого самолета-заправщика, который мог бы базироваться на тех же или близких по классу аэродромах, что и Ту-22, в частности, в Украине и в Белоруссии. Поэтому ВВС выступили с инициативой создать заправщик Ту-16 с системой «конус-штанга», специализированный для работы с Ту-22.
Систему заправки полностью взяли с ЗМС, уменьшился лишь запас перекачиваемого топлива. Оборудование, размещенное в грузовом отсеке, было съемным, что позволяло конвертировать самолет в бомбардировщик. Для облегчения выдерживания строя при дозаправке (что входило в обязанности летчика заправляемого самолета) на Ту-16Н вдоль фюзеляжа снизу наносилась красная полоса. Всю систему отработали на Ту-16 №1882401, а начиная с 1963 г., на авиазаводе №22 в новый заправщик, получивший обозначение Ту-16Н или изделие «НН», переоборудовали несколько машин.
При освоении системы дозаправки Ту-22 от Ту-16Н в частях Дальней Авиации был выявлен ряд недостатков Поэтому в 1970 г. ВВС и МАП приняли совместное Решение по доработке системы, в частности, установки фар ФР-100 для освещения зоны заправки. В начале 1971 г. Ту-16Н №1882202 с доработками прошел испытания в ГК НИИ ВВС, после чего переделали все строевые заправщики.
Ту-16НН — такое обозначение получили Ту-16(З), переоборудованные в 1969 г. по системе «конус-штанга». При этом демонтировали оборудование уборки-выпуска топливного шланга системы крыльевой заправки, расходный топливный бак и светотехническое оборудование этой системы, а также пушечную установку ПУ-88. Вновь устанавливались новый расходный топливный бак с насосами, новое светотехническое оборудование, аппаратура управления и контроля за процессом заправки, аппаратура радиовстречи. Внешне Ту-16НН отличался от Ту-16Н только аэродинамическими шайбами на законцовках крыла, оставшимися от Ту-16(З), и дюралевыми накладками на местах снятого светотехнического оборудования прежней системы. Поэтому в ВВС и во многих документах оба самолета назывались одинаково — Ту-16Н. Всего в Ту-16НН доработали 20 машин.
Во второй половине 50-х гг. один из серийных Ту-16 доработали для участия в испытаниях по дозаправке в полете по системе «конус-штанга», но уже в качестве заправляемого самолета. Штанга располагалась перед фонарем кабины пилота Рядом с ней размещались две фары подсвета штанги, а на киле — БАНО зеленого цвета, сигнализирующие о фиксации контакта штанги с конусом. В самолете была проложена топливная магистраль от штанги к бакам №№2, 3,4 и 5, кроме того, доработана система сжатого воздуха для управления штангой, установлена новая топливная автоматика и аппаратура управления системой дозаправки. Несмотря на успешные испытания, дорабатывать строевые Ту-16 не стали. Машина Ту-16Д послужила летающей лабораторией для отработки системы дозаправки ракетоносцев Ту-95КД и Ту-22КД.
Лётно-технические характеристики | Ту-16Н | Экипаж, чел | 7 | Размах крыла, м | 33 | Длина, м | 34.8 | Высота, м | 10.4 | Площадь крыла, кв.м | 164.65 | Масса пустого самолёта, кг | 37200 | Масса нормальная взлётная, кг | 72000 | Масса максимальная взлётная, кг | 79000 | Тяга нефорсажная, кгс | 19000 | Масса топлива нормальная, кг | 36000 | Масса топлива с ПТБ, кг | 45800 | Максимальная скорость, км/ч | 1050 | Крейсерская скорость , км/ч | 780 | Дальность действия, км | 4800 | Боевой радиус действия у земли, км | 2500 | Практический потолок, м | 14500 |
|
Двигатели | Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Тяга нефорсажная одного, кгс | 1 | ТРД | РД-3М | 2 | 9500 |
|
Авиационное артиллерийское оружие | Вариант | Тип | Модель | Калибр, мм | Кол-во | Боекомплект | 1 | Пушка | АМ-23 | 23 | 2 | |
|
Классификаторы | Базовое применение | Топливозаправщик | Тип двигателя | Реактивный | Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный | Конструкция крыльев | Моноплан | Тип оперения | Нормальное однокилевое | Тип ВПУ | Сухопутный трехопорный (передняя) | Расположение двигателей | В крыле | Период | 1962-1975 | Выпуск | Серийный | Произведено | |
|
Дополнительная информация | Конструктор | Туполев А.Н. | КБ | ОКБ-156 | Индекс КБ | НН | Индекс ВС | Ту-16Н | Заводы | №22 | Построен | 1963 | 1-й полёт | 1963 | Начало гос. испытаний | 1963 | Принят на вооружение | 1963 | Период | 1962-1975 | Выпуск | Серийный | Произведено | | Обозначение NATO | Badger-A |
|
Обратите внимание:
Сухой Су-35 :: Туполев Ту-128 :: Лавочкин Ла-11 :: Яковлев Як-17 :: Яковлев Як-25 :: Яковлев Як-28 :: Яковлев Як-7 :: Albatros D.I :: Ansaldo A.1 "Balilla" :: Bell P-63 "Kingcobra" :: Fokker D.XI :: Halberstadt D.I :: LFG Roland D.II :: Лавочкин Ла-150 :: Nieuport N.10 :: Nieuport N.12 :: Nieuport N.21 :: North American Р-51 "Mustang" :: Republic P-47 "Thunderbolt" :: Sopwith 2F.1 "Camel" :: Sopwith 7F.1 "Snipe" :: http://www.lugr.ru