Текущий раздел: Самолеты :: Карта разделаСамолёты, Специальные, Туполев Ту-163
Яковлев Як-15 :: Яковлев Як-25 :: Яковлев Як-3 :: Albatros D.I :: Bell P-39 "Airacobra" :: Fokker D.XI :: Hawker "Hurricane" :: Лавочкин Ла-150 :: Nieuport N.11 :: Еще на стадии проектирования рассматривались различные возможности увеличения дальности Ту-16, в т.ч. внедрение системы заправки топливом в полете. В начале 50-х гг. первый вариант системы крыльевой заправки был отработан на Ту-4 и частично освоен ВВС. Хотя общее количество заправщиков и заправляемых самолетов не превышало десяти машин, полученный практический опыт позволял надеяться на успешное переоборудование Ту-16 в кратчайшие сроки.
17 сентября 1953 г. вышел приказ МАП №44, который предписывал ОКБ-156 А.Н.Туполева и всем другим самолетостроительным коллективам впредь проектировать все бомбардировщики только с системой заправки топливом в полете.
ОКБ-918, которым руководил Главный конструктор С.М.Алексеев, предписывалось продолжить работы по созданию стандартного оборудования заправки для Ту-16 по согласованию с ОКБ А.Н.Туполева. Систему требовалось предъявить на госиспытания в 3-м квартале 1954 г.
26 мая 1954 г вышло очередное Постановление Совета Министров №1013-438, а 3 июня — соответствующий приказ МАП №354, согласно которым задавалась скорость перекачки топлива 2000 л/мин, а срок предъявления на Госиспытания переносился на 4-й квартал. ВВС обязывали в период лета-осени 1954 г. передать промышленности три серийных Ту-16 для переделки в самолеты-заправщики.
Для этого были выделены первые серийные Ту-16 №1880001 и №1880101 куйбышевского авиазавода. В дальнейшем в опытный самолет, предназначенный для исследований возможности дозаправки по крыльевой схеме МиГ-19, был переоборудован и Ту-16 №1880301. Однако проведенные в 1955—1956 гг. испытания показали нецелесообразность применения такой системы для дозаправки истребителей.
Вариант крыльевой заправки, принятый для Ту-16, отличался от разработанного для Ту-4. Заправщиком являлся переоборудованный серийный бомбардировщик, причем в случае необходимости в полевых условиях можно было провести обратную операцию путем освобождения грузового отсека от заправочного «хозяйства» (в дальнейшем с заправщиков прицелы ОПБ-11Р все-таки были сняты, и они утратили возможность обратного переоборудования). Та часть системы заправки, которая устанавливалась на заправляемом самолете, имела небольшой вес и не ухудшала его аэродинамики.
Первый заправщик предъявили на испытания в 1955 г. Доводка системы заняла почти полтора года, и, начиная с 1957 г., ее начали устанавливать на Ту-16 на всех трех выпускавших его заводах. В общей сложности, согласно документам ОКБ-156, в качестве танкеров для крыльевой заправки было оборудовано 114 бомбардировщиков Ту-16 (по другим документам, всего — 46). Заправщики назывались Ту-16 «Заправщик», Ту-16(3), Ту-16Ю, а также — изделие «НЗ».
После непродолжительного времени обозначение Ту-16(3) стало применяться без скобок — Ту-163. Для приема топлива в воздухе был доработан 571 самолет, что составило более трети от всего числа выпущенных Ту-16. Заправляемые Ту-16 различных модификаций имели в своем названии дополнение «ЗА» («заправляемый»). Например, Ту-16Р(ЗА), Ту-16К-10(ЗА) и т.д. Однако со временем это дополнение отпало, т.к. в строю остались практически только заправляемые самолеты.
Лётно-технические характеристики | | Экипаж, чел | 7 | Размах крыла, м | 33 | Длина, м | 34.8 | Высота, м | 10.4 | Площадь крыла, кв.м | 164.65 | Масса пустого самолёта, кг | 37730 | Масса нормальная взлётная, кг | 72000 | Масса максимальная взлётная, кг | 79000 | Тяга нефорсажная, кгс | 19000 | Масса топлива нормальная, кг | 36000 | Максимальная скорость, км/ч | 992 | Крейсерская скорость , км/ч | 780 | Перегоночная дальность, км | 5000 | Дальность действия, км | 4800 | Боевой радиус действия у земли, км | 2500 | Практический потолок, м | 14500 | Полезная нагрузка | 9800 кг топлива |
|
Двигатели | Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Тяга нефорсажная одного, кгс | 1 | ТРД | РД-3М | 2 | 9500 |
|
Авиационное артиллерийское оружие | Вариант | Тип | Модель | Калибр, мм | Кол-во | Боекомплект | 1 | Пушка | АМ-23 | 23 | 2 | |
|
Классификаторы | Базовое применение | Специальный | Тип двигателя | Реактивный | Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный | Конструкция крыльев | Моноплан | Тип оперения | Нормальное однокилевое | Тип ВПУ | Сухопутный трехопорный (передняя) | Расположение двигателей | В крыле | Период | 1945-1964 | Базовое применение | Топливозаправщик |
|
Дополнительная информация | Конструктор | Туполев А. Н. | КБ | ОКБ-156 | Индекс КБ | Ту-16(3) | Индекс ВС | Ту-163 | Начало разработки | 1954 | Построен | 1954 | 1-й полёт | 1955 | Начало гос. испытаний | 1955 | Принят на вооружение | 1957 | Период | 1945-1964 | Выпуск | Серийный | Произведено | 571 |
|
Обратите внимание:
Сухой Су-17 :: Сухой Су-30 :: Сухой Су-37 :: Яковлев Як-1 :: Яковлев Як-15 :: Яковлев Як-23 :: Яковлев Як-27 :: Яковлев Як-3 :: Яковлев Як-9 :: Лавочкин Ла-15 :: Bell P-39 "Airacobra" :: Curtiss P-40 "Warhawk" :: Fokker D.VIII :: Hawker "Hurricane" :: Martinsyde F.4 "Buzzard" :: Morane-Saulnier N "Monocoque" :: Nieuport N.11 :: Nieuport N.17 :: Nieuport N.24bis :: RAF S.E.5 :: Лавочкин Ла-5 :: http://www.lugr.ru