Текущий раздел: Самолеты :: Карта разделаСамолёты, Учебно-тренировочные, Туполев Ту-128У
Туполев Ту-2Т :: Hansa-Brandenburg W.12 :: Short S.184 :: Поликарпов И-3 :: Сикорский С-16 :: Сикорский С-20 :: Сухой И-4 :: Сухой Су-27 :: Сухой Су-37 :: Для переучивания летного состава на новый перехватчик командование авиации ПВО предложило ОКБ-156 разработать его учебно-тренировочный вариант. Необходимость в таком самолете определялась рядом причин. Летчики пересаживались на Ту-128 со значительно более легких истребителей типа МиГ-17, МиГ-19 (за редким исключением с Су-9) и не имели навыка управления тяжелой машиной. К тому же, надо было осваивать новый комплекс оборудования, а штурману-оператору еще и дополнительные функции. Для этой цели в частях использовались специализированные самолеты обучения штурманов бомбардировочной авиации Ту-124Ш.
Совместные решения ВВС-ПВО-МАП №128–14–67 и ВПК №229 по созданию учебно-тренировочного самолета Ту-128УТ были приняты 14 сентября 1966 г. Эскизный проект машины был разработан воронежским филиалом ОКБ-156 под руководством А.И.Путилова.
Основное отличие учебных Ту-128УТ от Ту-128 заключалось в наличии кабины инструктора на месте РЛС, имевшей верхнее наклонное остекление. Место штурмана-оператора сохранялось, но часть оборудования сняли. В связи с отсутствием РЛС функции обучаемого штурмана ограничились. В остальном Ту-128УТ соответствовал базовому варианту. Под крылом можно было подвешивать весовые макеты или учебные варианты ракет Р-4. За свой необычный вид самолет в частях был прозван «пеликаном».
После того, как проектирование Ту-128УТ закончили, совместным решением ВВС-ПВО-МАП от 4 августа 1970 г. было выделено четыре серийных Ту-128 для переоборудования в учебно-тренировочные самолеты со сроком предъявления на испытания двух первых машин в I квартале 1971 г. и двух других во II квартале. После переделки самолеты прошли испытания, и приказом Министра обороны №0160 от 14 сентября 1971 г. Ту-128УТбыл принят на вооружение. В том году авиазавод № 64 построил и десять серийных Ту-128УТ (изделие «И-УТ»). От первых учебных машин серийные «спарки» отличались новой законцовкой киля, параллельной строительной горизонтали самолета, в связи с установкой новой связной радиостанции Р-846 «Призма-М». Это были последние, 45-я и 46-я серии выпуска самолета, после чего серийное производство Ту-128 завершилось. Таким образом, всего с 1962 по 1970 г. было выпущено 188 перехватчиков (включая первый опытный) и 10 «спарок». Наибольший темп производства имел место в 1966 г., когда заказчику было сдано 37 машин.
Основные конструктивные отличия учебно-тренировочного самолета Ту-128УТ от Ту-128.
Самолет Ту-128УТ предназначался для обучения и тренировок летного состава авиации ПВО техники пилотирования и самолетовождения днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях. В основном конструкция Ту-128УТ соответствовала базовому самолету, но вместо РЛС и переднего отсека к шп. №4 пристыковывалась кабина инструктора, оборудованная катапультируемым креслом и необходимыми органами управления. На самолете устанавливалась система отказов СИО-128, предназначенная для принудительного введения инструктором отказов в навигационные системы с целью выработки у обучаемого навыков пилотирования в сложных условиях. На стеклах фонаря кабины летчика имелись светонепроницаемые шторки для имитации ночного полета. С целью сохранения идентичности общего вида кабин учебно-тренировочного и боевого самолетов на Ту-128УТ имелись незадействованные переключатели и макеты пультов управления, относившиеся к РЛС и ракетам. В кабине летчика была установлена сигнализация о переключении управления на инструктора. Имелись небольшие отличия в электрооборудовании и других системах.
Лётно-технические характеристики | Ту-128У | Экипаж, чел | 2 | Размах крыла, м | 17,53 | Длина, м | 30,06 | Высота, м | 7,15 | Площадь крыла, м2 | 96,94 | Масса пустого самолёта, кг | 24500 | Масса нормальная взлётная, кг | 39000 | Масса максимальная взлётная, кг | 42000 | Максимальная скорость, км/ч | 1800 | Практическая дальность, км | 2565 | Практический потолок, м | 15600 |
|
Двигатели | Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Тяга, кгс | 1 | ТРД | АЛ-7Ф2 | 2 | 2 х 10100 = 20200 |
|
Классификаторы | Базовое применение | Учебно-тренировочный самолёт | Тип двигателя | Реактивный | Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный | Конструкция крыльев | Высокоплан | Тип оперения | Нормальное однокилевое | Тип ВПУ | Сухопутный трехопорный (передняя) | Расположение двигателей | На фюзеляже | Период | 1962-1975 |
|
Дополнительная информация | Конструктор | | Принят на вооружение | 1970 |
|
Обратите внимание:
Туполев МДР-4 :: Туполев Ту-14Т :: Туполев Ту-16РМ :: Поликарпов И-180 :: Туполев Ту-2Т :: Savoia-Marchetti SM.62 (МБР-4) :: Hansa-Brandenburg W.25 :: Short S.184 :: Поликарпов И-185 :: Поликарпов И-5 :: Сикорский С-16 :: Сикорский С-18 :: Кочеригин, Яценко ДИ-6 :: Сухой И-4 :: Сухой Су-17 :: Сухой Су-30 :: Сухой Су-37 :: Яковлев Як-1 :: Яковлев Як-15 :: Яковлев Як-23 :: Яковлев Як-27 :: http://www.lugr.ru