Текущий раздел: Самолеты :: Карта раздела

Самолёты, Учебно-тренировочные, Микоян, Гуревич МиГ-15УТИ

Григорович М-16 :: Григорович М-5 :: Ильюшин Ил-38 :: Поликарпов И-16 :: Сикорский С-10 "Гидро" :: Туполев Ту-142 :: Туполев Ту-16РМ :: Туполев Ту-16Т :: Savoia-Marchetti SM.62 (МБР-4) ::


УТИ МиГ-15 (СТ) — учебно-тренировочный истребитель на базе самолета МиГ-15. В соответствии с постановлением Совета Министров от 6 апреля 1949 г. и приказом МАП от 13 апреля 1949 г., в целях обучения летного состава ВВС ОКБ-155 было поручено разработать двухместный учебно-тренировочный вариант истребителя МиГ-15. Однако работы по созданию УТИ МиГ-15 (И-312) начались еще в ноябре 1948 г. по рекомендации ГК НИИ ВВС, отмеченной в акте по государственным испытаниям самолета С-3.

Прототип самолета УТИ МиГ-15 был построен на базе серийной машины №104015 производства завода №1 и 23 мая 1949 г. выпущен на заводские летные испытания, которые завершились 20 августа.

На данном самолете за счет уменьшения первого фюзеляжного бака установили вторую, инструкторскую, кабину. Обе герметические кабины оборудовались катапультными сидениями и фонарями, сбрасываемыми в случае аварии с помощью пиромеханизма. Изменению подверглись также управление самолетом и топливная система. Систему управления из кабины инструктора кинематически связали с управлением учлета. Управление элеронами облегчили путем установки бустера, управление рулем высоты и рулем направления — изменением компенсации. Кроме того, угол установки стабилизатора был изменен на +2?.

Топливная система включала 3 фюзеляжных топливных бака емкостью 1110 л и 2 подвесных бака по 260 л. Также на самолете были установлены 2 аккумуляторных батареи 12-А-30 для обеспечения автономного запуска двигателя.

Специальное оборудование самолета состояло из прицела АСП-1Н, радиостанции РСИ-6К, радиополукомпаса с отметчиком РПКО-10М, переговорного устройства СПУ-2М, кислородного прибора КП-14 и фотоаппарата АФА-ИМ. Впоследствии самолет получил на вооружение прицел АСП-3Н, радиостанцию РСИУ-3 и систему опознавания «Барий-М».

Вооружение включало одну пушку НР-23 (боезапас 80 патронов) и один пулемет УБК-Э (боезапас 150 патронов). Как и на истребителе МиГ-15, все агрегаты стрелково-пушечной установки на «спарке» монтировались на специальном опускающемся лафете. Для контроля выполнения учебно-тренировочных заданий по воздушной стрельбе на самолет установили фотокинопулемет С-13. Кроме того, была возможна подвеска двух бомб калибра 50 или 100 кг под крылом на бомбодержатели БД2–48 МиГ.

27 августа УТИ МиГ-15 предъявили в ГК НИИ ВВС на госиспытания, однако выявленные дефекты заставили прекратить их 25 сентября. Вскоре, на период с октября 1949 г. по 1 апреля 1950 г., самолет передали на авиабазу в Кубинку для всесторонней проверки и оценки его эксплуатационных возможностей летным составом ВВС. В начале апреля машину вернули ОКБ для осмотра после пробной эксплуатации и устранения недостатков, выявленных в НИИ ВВС. После их устранения 17 мая 1950 г. УТИ МиГ-15 вновь поступил на контрольные испытания, которые завершились через 6 дней с удовлетворительными результатами. Самолет выпускался серийно на заводах №1, №99, №135 и №153.

В соответствии с приказом МАП от 13 апреля 1950 г., ОКБ оборудовало опытный УТИ МиГ-15 (СТ) системой ОСП-48. В связи с ее установкой на самолете, получившем обозначение СТ-2, была снята пушка НР-23 для размещения нового оборудования. Первый вылет на СТ-2 выполнил летчик-испытатель А.Н. Чернобуров 4 августа 1950 г. Вскоре самолет прошел государственные испытания, и установка приборов слепой посадки была внедрена в серийное производство.

Лётно-технические характеристикиМиГ-15УТИ(СТ)
Экипаж, чел2
Размах крыла, м10,80
Длина, м10,11
Высота, м3,70
Площадь крыла, м220,60
Масса пустого самолёта, кг3118
Масса нормальная взлётная, кг4788
Максимальная скорость (у земли), км/ч1010
Максимальная скорость (на высоте), км/ч1004
Практическая дальность, км950
Практический потолок, м14150

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ТРДФ РД-45Ф22270

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПушкаН-2323280
ПулемётУБК-Э12,72150

Классификаторы
Базовое применениеУчебно-тренировочный самолёт
Другое применениеИстребитель
Тип двигателяРеактивный
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан
Тип оперенияНормальное однокилевое
Тип ВПУСухопутный трехопорный (передняя)
Расположение двигателейВ фюзеляже
Период1945-1964

Дополнительная информация
Принят на вооружение1949


Обратите внимание:

Бериев Бе-12 :: Бериев КОР-1 :: Бериев МБР-2 :: Четвериков МДР-6 :: Григорович М-16 :: Григорович М-4 :: Григорович М-9 :: Ильюшин Ил-38 :: Григорович ИП-1 :: Шавров Ш-2 :: Сикорский С-10 "Гидро" :: Туполев МДР-4 :: Туполев Ту-14Т :: Туполев Ту-16РМ :: Поликарпов И-180 :: Туполев Ту-2Т :: Savoia-Marchetti SM.62 (МБР-4) :: Hansa-Brandenburg W.25 :: Short S.184 :: Поликарпов И-185 :: Поликарпов И-5 :: http://www.lugr.ru