Текущий раздел: Самолеты :: Карта раздела

Самолёты, Штурмовики, Сухой Су-25 "Грач"

Яковлев Як-11 :: Яковлев Як-38У :: Яковлев Як-52 :: Bleriot XI :: Антонов Ан-12ПП :: Поликарпов И-1 :: Ильюшин Ил-78М :: Туполев Ту-142МР "Орел" :: Туполев Ту-16ЛЛ ::


Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П.О.Сухого в середине 70-х годов, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче ее функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.

Самолет представляет собой одноместный двухдвигательный высокоплан. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 20° и снабжено мощной механизацией, включающей закрылки, элероны, маневровые предкрылки и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках консолей крыла. Конструкция планера самолета и всех его систем создавалась с учетом назначения самолета для непосредственной поддержки войск, действий с малых и сверхмалых высот над полем боя. Поэтому на нем широко применяется броня из титановых сплавов. Например, цельносварную броневую конструкцию представляет собой кабина летчика. Живучесть обеспечивают взрывобезопасные топливные баки, дублирование и надежная защищенность всех систем. Для управления самолетом, например, используются тяги диаметром 40 мм. Пуля калибром 12,7 мм такую тягу перебить не может. Двигатели штурмовика размещены по обе стороны фюзеляжа. Они заслоняют собой топливные баки и отделены от фюзеляжа броней, что тоже немаловажно для живучести самолета. В сочетании с такими активными средствами защиты, как радиоэлектронное противодействие, тепловые ловушки и дипольные отражатели, это способствовало, например, тому, что во время боевых действий в Афганистане на каждый потерянный самолет приходилось 2800 часов боевого налета. На первых модификациях штурмовика устанавливались турбореактивные двигатели Р-25 Ш с тягой 4100 кгс, впоследствии на смену им пришли более мощные двигатели Р-195 с тягой 4500 кгс. Кроме повышенной мощности эти двигатели отличаются меньшей интенсивностью инфракрасного излучения. Мощные двигатели, механизация крыла и трехстоечные шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать штурмовики на грунтовых аэродромах. В практике эксплуатации были случаи, когда с размокшей взлетно-посадочной полосы Су-25 мог взлететь, а автомобиль-топливозаправщик подойти к нему был не в состоянии.

Штурмовик создавался как простая и дешевая боевая машина с относительно несложным радиоэлектронным оборудованием. Опыт Афганистана показал, что для таких самолетов действия над полем боя становятся все более проблематичными. В прошлое уходят визуальная навигация и разведка. По этой причине созданные в последнее время модификации самолета оснащены всем необходимым современным радиоэлектронным оборудованием.

Штурмовики Су-25 вооружены встроенной двуствольной 30-мм пушкой с боекомплектом 250 патронов. На восьми балочных держателях под консолями крыла может быть размещена боевая нагрузка весом в четыре тонны. Это могут быть восемь 500-кг авиабомб или 32 бомбы калибром 100 кг, 256 неуправляемых ракет калибром 57 мм. В комплект его вооружения входят неуправляемые ракеты калибром до 240 мм, а также управляемые ракеты весом 350 или 650 кг. На самолете могут быть подвешены контейнеры с противотанковыми авиабомбами, баки с напалмом, дополнительные топливные баки.

Лётно-технические характеристикиСу-25
Экипаж, чел1
Размах крыла, м14.36
Длина, м15.36
Высота, м4.8
Площадь крыла, м233.7
Масса пустого самолёта, кг9500
Масса нормальная взлётная, кг14600
Масса максимальная взлётная, кг17600
Тяга, кН88.26
Масса топлива нормальная, кг5000
Максимальная скорость у земли, км/ч975
Максимальная скорость на высоте, км/ч1004
Практическая дальность, км1850
Боевой радиус действия у земли, км750
Боевой радиус действия на высоте, км1250
Практический потолок, м10000
Максимальная высота боевого применения, м5000
Макс. эксплуатационная перегрузка6.5
Боевая нагрузка, кг4340
Количество ПТБ2

Двигатели
ВариантТипМодельКол-воМощность, л.с.
1ТРД Р-1952 

Авиационное артиллерийское оружие
ВариантТипМодельКалибр, ммКол-воБоекомплект
1ПушкаГШ-30-2301250

Авиационные средства поражения
ВариантТипМодельМасса, кгКол-воНагрузка, кг
1БомбыС лазерным наведением 8 
Бомбы 50010 
Бомбы 25010 
Бомбы 10032 
БомбыБронебойные   
БакиНапалмовые   
НУРПУ УБ-32-57320(252) х 57-мм10 
НУР 24010 
НУРБлоки НАР типа С-55710 
НУРБлоки НАР типа С-88010 
НУРБлоки НАР типа С-24 24010 
НУРБлоки НАР типа С-25 340  
УР "воздух-воздух"Р-2(АА-2) или Р-60(АА-8)   
УР ВПХ-25МЛ, Х-29Л и С-25Л   
КонтейнерыСППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами.   

Классификаторы
Базовое применениеШтурмовик
Тип двигателяРеактивный
Тип фюзеляжаОднофюзеляжный
Конструкция крыльевМоноплан
Тип ВПУСухопутный трехопорный (передняя)
Расположение двигателейНа фюзеляже
Период1964-2002
Базовое применениеШтурмовик

Дополнительная информация
КонструкторСухой П.О.
КБОКБ Сухого
Индекс КБТ-8
Индекс ВССу-25
ЗаводыТбилисский авиазавод
Начало разработки1969
Построен1974
1-й полёт22.02.1975
ИспытателиВ.С. Ильюшин
Начало гос. испытаний1978
Принят на вооружение1980
Другие названия"Грач"
Период1964-2002
ВыпускСерийный
Произведено
Обозначение NATOFrogfoot (Лягушачья лапа)


Обратите внимание:

Туполев Ту-134Ш :: Туполев Ту-134УБЛ :: Туполев Ту-95У :: Яковлев УТ-2 :: Яковлев Як-11 :: Яковлев Як-28У :: Поликарпов ДИ-2 :: Яковлев Як-52 :: Avro 504 :: Farman MF.7 "Longhorn" :: Антонов Ан-12ПП :: Антонов Ан-71 :: Бериев А-50 :: Ильюшин Ил-78М :: Сухой Су-24МП :: Туполев Ту-163 :: Туполев Ту-16ЛЛ :: Поликарпов И-15 :: Туполев Ту-22П :: Бериев A-40 "Альбатрос" :: Бериев Бе-12 :: http://www.lugr.ru