Текущий раздел: Самолеты :: Карта разделаСамолёты, Штурмовики, Сухой Су-25 "Грач"
Яковлев Як-11 :: Яковлев Як-38У :: Яковлев Як-52 :: Bleriot XI :: Антонов Ан-12ПП :: Поликарпов И-1 :: Ильюшин Ил-78М :: Туполев Ту-142МР "Орел" :: Туполев Ту-16ЛЛ :: Работа по созданию штурмовика Су-25 началась в ОКБ П.О.Сухого в середине 70-х годов, когда стало ясно, что принятое в 1956 году решение об упразднении штурмовой авиации и передаче ее функций истребителям-бомбардировщикам является ошибочным. При разработке штурмовика были выполнены научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по 40 темам, изготовлено и испытано около 600 образцов и макетов. В феврале 1975 года прототип штурмовика, имевший рабочее обозначение Т-8, был поднят в воздух, а в 1980 г. штурмовик был принят на вооружение ВВС СССР под обозначением Су-25. В 1981 году эскадрилья Су-25 в количестве 12 машин уже участвовала в боевых действиях в Афганистане.
Самолет представляет собой одноместный двухдвигательный высокоплан. Крыло имеет стреловидность по передней кромке 20° и снабжено мощной механизацией, включающей закрылки, элероны, маневровые предкрылки и расщепляющиеся тормозные щитки на законцовках консолей крыла. Конструкция планера самолета и всех его систем создавалась с учетом назначения самолета для непосредственной поддержки войск, действий с малых и сверхмалых высот над полем боя. Поэтому на нем широко применяется броня из титановых сплавов. Например, цельносварную броневую конструкцию представляет собой кабина летчика. Живучесть обеспечивают взрывобезопасные топливные баки, дублирование и надежная защищенность всех систем. Для управления самолетом, например, используются тяги диаметром 40 мм. Пуля калибром 12,7 мм такую тягу перебить не может. Двигатели штурмовика размещены по обе стороны фюзеляжа. Они заслоняют собой топливные баки и отделены от фюзеляжа броней, что тоже немаловажно для живучести самолета. В сочетании с такими активными средствами защиты, как радиоэлектронное противодействие, тепловые ловушки и дипольные отражатели, это способствовало, например, тому, что во время боевых действий в Афганистане на каждый потерянный самолет приходилось 2800 часов боевого налета. На первых модификациях штурмовика устанавливались турбореактивные двигатели Р-25 Ш с тягой 4100 кгс, впоследствии на смену им пришли более мощные двигатели Р-195 с тягой 4500 кгс. Кроме повышенной мощности эти двигатели отличаются меньшей интенсивностью инфракрасного излучения. Мощные двигатели, механизация крыла и трехстоечные шасси с пневматиками низкого давления позволяют эксплуатировать штурмовики на грунтовых аэродромах. В практике эксплуатации были случаи, когда с размокшей взлетно-посадочной полосы Су-25 мог взлететь, а автомобиль-топливозаправщик подойти к нему был не в состоянии.
Штурмовик создавался как простая и дешевая боевая машина с относительно несложным радиоэлектронным оборудованием. Опыт Афганистана показал, что для таких самолетов действия над полем боя становятся все более проблематичными. В прошлое уходят визуальная навигация и разведка. По этой причине созданные в последнее время модификации самолета оснащены всем необходимым современным радиоэлектронным оборудованием.
Штурмовики Су-25 вооружены встроенной двуствольной 30-мм пушкой с боекомплектом 250 патронов. На восьми балочных держателях под консолями крыла может быть размещена боевая нагрузка весом в четыре тонны. Это могут быть восемь 500-кг авиабомб или 32 бомбы калибром 100 кг, 256 неуправляемых ракет калибром 57 мм. В комплект его вооружения входят неуправляемые ракеты калибром до 240 мм, а также управляемые ракеты весом 350 или 650 кг. На самолете могут быть подвешены контейнеры с противотанковыми авиабомбами, баки с напалмом, дополнительные топливные баки.
Лётно-технические характеристики | Су-25 | Экипаж, чел | 1 | Размах крыла, м | 14.36 | Длина, м | 15.36 | Высота, м | 4.8 | Площадь крыла, м2 | 33.7 | Масса пустого самолёта, кг | 9500 | Масса нормальная взлётная, кг | 14600 | Масса максимальная взлётная, кг | 17600 | Тяга, кН | 88.26 | Масса топлива нормальная, кг | 5000 | Максимальная скорость у земли, км/ч | 975 | Максимальная скорость на высоте, км/ч | 1004 | Практическая дальность, км | 1850 | Боевой радиус действия у земли, км | 750 | Боевой радиус действия на высоте, км | 1250 | Практический потолок, м | 10000 | Максимальная высота боевого применения, м | 5000 | Макс. эксплуатационная перегрузка | 6.5 | Боевая нагрузка, кг | 4340 | Количество ПТБ | 2 |
|
Двигатели | Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. | 1 | ТРД | Р-195 | 2 | |
|
Авиационное артиллерийское оружие | Вариант | Тип | Модель | Калибр, мм | Кол-во | Боекомплект | 1 | Пушка | ГШ-30-2 | 30 | 1 | 250 |
|
Авиационные средства поражения | Вариант | Тип | Модель | Масса, кг | Кол-во | Нагрузка, кг | 1 | Бомбы | С лазерным наведением | | 8 | | Бомбы | | 500 | 10 | | Бомбы | | 250 | 10 | | Бомбы | | 100 | 32 | | Бомбы | Бронебойные | | | | Баки | Напалмовые | | | | НУР | ПУ УБ-32-57 | 320(252) х 57-мм | 10 | | НУР | | 240 | 10 | | НУР | Блоки НАР типа С-5 | 57 | 10 | | НУР | Блоки НАР типа С-8 | 80 | 10 | | НУР | Блоки НАР типа С-24 | 240 | 10 | | НУР | Блоки НАР типа С-25 | 340 | | | УР "воздух-воздух" | Р-2(АА-2) или Р-60(АА-8) | | | | УР ВП | Х-25МЛ, Х-29Л и С-25Л | | | | Контейнеры | СППУ-22 с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л с 260 патронами. | | | |
|
Классификаторы | Базовое применение | Штурмовик | Тип двигателя | Реактивный | Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный | Конструкция крыльев | Моноплан | Тип ВПУ | Сухопутный трехопорный (передняя) | Расположение двигателей | На фюзеляже | Период | 1964-2002 | Базовое применение | Штурмовик |
|
Дополнительная информация | Конструктор | Сухой П.О. | КБ | ОКБ Сухого | Индекс КБ | Т-8 | Индекс ВС | Су-25 | Заводы | Тбилисский авиазавод | Начало разработки | 1969 | Построен | 1974 | 1-й полёт | 22.02.1975 | Испытатели | В.С. Ильюшин | Начало гос. испытаний | 1978 | Принят на вооружение | 1980 | Другие названия | "Грач" | Период | 1964-2002 | Выпуск | Серийный | Произведено | | Обозначение NATO | Frogfoot (Лягушачья лапа) |
|
Обратите внимание:
Туполев Ту-134Ш :: Туполев Ту-134УБЛ :: Туполев Ту-95У :: Яковлев УТ-2 :: Яковлев Як-11 :: Яковлев Як-28У :: Поликарпов ДИ-2 :: Яковлев Як-52 :: Avro 504 :: Farman MF.7 "Longhorn" :: Антонов Ан-12ПП :: Антонов Ан-71 :: Бериев А-50 :: Ильюшин Ил-78М :: Сухой Су-24МП :: Туполев Ту-163 :: Туполев Ту-16ЛЛ :: Поликарпов И-15 :: Туполев Ту-22П :: Бериев A-40 "Альбатрос" :: Бериев Бе-12 :: http://www.lugr.ru