Текущий раздел: Самолеты :: Карта разделаСамолёты, Разведчики, Яковлев Як-25РВ
Никитин НВ-2 :: Поликарпов П-2 :: Сикорский С-12 :: Моска, Быстрицкий МБ бис :: Сухой Су-26 :: Сухой Су-49 :: Туполев Ту-128У :: Туполев Ту-134УБЛ :: Яковлев УТ-1 :: Глубокой модификацией Як-25 стал дальний высотный одноместный разведчик Як-25РВ (иногда встречается обозначение Як-РВ), проектирование которого велось в 1957-1958 гг. Для полетов на большой высоте самолет оснастили новым крылом увеличенной до 55 кв.м площади, нагрузка на которое оказалась даже меньше, чем у истребителя Як-3, и составила 175-178 кг/кв.м. Размах прямого крыла с удлинением около 10 достиг 23,5 м (у Як-25 — 10,964 м). Увеличили и тяговооруженность самолета путем установки высотных двигателей Р-11В-300 со статической тягой на максимальном режиме по 3900-4000 кгс (на номинальном режиме — по 3250 кгс). Вооружения "РВ" не имел.
Заводские испытания опытного Як-25РВ проводились на аэродроме ЛИИ с 1 марта по 29 мая 1959 г. ведущим летчиком-испытателем В.П.Смирновым и летчиком-испытателем ЛИИ А.А.Щербаковым. Ведущим инженером по самолету был В.А.Забора. Масса пустого самолета составляла 6175 кг, взлетная — 9800 кг. Опытный разведчик имел неплохие ЛТХ: на нем удалось достичь высоты 21000 м и максимальной скорости М=0,82. По отзыву Смирнова, набор высоты до 18500-19500 м затруднений не вызывал, а вот дальнейший набор требовал повышенного внимания. Установившегося горизонтального полета на высотах более 19600-20100 м добиться не удалось из-за самовыключения двигателей. Полеты производились в высотном скафандре СИ-3М, который получил ряд замечаний пилотов. Як-25РВ имел характерную особенность: снижение с больших высот происходило довольно медленно. В одном из полетов Смирнов долго не мог снизиться, и только после выпуска шасси начался медленный спуск. С похожей ситуацией сталкивался и Щербаков, предложивший разработчикам установить какие-либо средства, уменьшающие аэродинамическое качество машины.
После завершения заводских испытаний опытный Як-25РВ подготовили для установления мировых рекордов высоты полета. 13 июля 1959 г. Смирнов поднял самолет с грузом в 1 т на 20456 м, а 29 июля с грузом 2 т ему удалось достичь 20174 м. В документах ФАИ рекордный самолет обозначался как "РВ". 10 апреля 1961 г. летчик-испытатель ЛИИ Б.В.Половников на опытной машине выполнил полет для контрольного замера технической продолжительности полета — она составила 5 ч. 30 мин. 11 августа 1965 г. на переоборудованном серийном "РВ" летчик-испытатель М.Л.Попович установила мировой рекорд скорости полета по замкнутому маршруту в 2000 км — 753,048 км/ч. 18 сентября 1967 г. она же пролетела по замкнутому маршруту 2497,009 км, что было зарегистрировано в качестве официального мирового рекорда дальности полета.
ВВС не были полностью удовлетворены ТТХ Як-25РВ, но большие потолок и продолжительность полета заставили военных при отсутствии выбора согласиться на его серийный выпуск. После некоторых доработок и проведения госиспытаний самолет запустили в производство на заводе №99 в Улан-Удэ ("изд. 25РВ"). На это предприятие направили летчика-испытателя ОКБ-115 Л.А.Смирнова. Он вспоминает: "До 11000 м Як-25РВ с точки зрения пилотирования мало чем отличался от других самолетов, но на высотах, близких к 20000 м, требовал повышенного внимания летчика, так как разница между максимальной и минимальной скоростями на этих высотах составляла всего 10 км/ч. Стоило немного разогнаться, и начиналась громкая "дрожь" всей машины, а когда скорость приближалась к минимальной, самолет начинал раскачиваться по крену со все возрастающей амплитудой. Ориентируясь по этим признакам, летчики старались держаться в "коридоре скорости" и заставляли Як лететь в стратосфере. От пилотов это требовало больших затрат энергии и создавало значительный дискомфорт". Около 15 лет самолеты эксплуатировались ВВС до поступления в полки скоростных высотных разведчиков МиГ-25Р/РБ. По сообщениям западных источников, высотные Яки не были замечены над странами Западной Европы, но их полеты фиксировались над Китаем, Индией и Пакистаном. В общей сложности в 1961-1965 гг. на заводе №99 выпустили 155 Як-25РВ различных модификаций, из них 74 — в пилотируемом варианте и 81 — в беспилотном (Як-25РВ-II).Кодовое обозначение НАТО — Mandrake (Мандрагора).
Лётно-технические характеристики | | Экипаж, чел | 1 | Размах крыла, м | 23.4 | Длина, м | 15.93 | Высота, м | 4.3 | Площадь крыла, м2 | 55 | Масса пустого самолёта, кг | 6175 | Масса нормальная взлётная, кг | 9800 | Практическая дальность, км | 3500 | Практический потолок, м | 20500 |
|
Двигатели | Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. | 1 | ТРД | Р-11В-300 | 2 | 3900 |
|
Классификаторы | Базовое применение | Разведчик | Тип двигателя | Реактивный | Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный | Конструкция крыльев | Моноплан | Тип оперения | Нормальное однокилевое | Тип ВПУ | Сухопутный трехопорный (передняя) | Расположение двигателей | На фюзеляже | Период | 1945-1964 |
|
Дополнительная информация | Конструктор | Яковлев А. С. | КБ | ОКБ-115 | Индекс ВС | Як-25РВ | Начало разработки | 1957 | Построен | 1959 | 1-й полёт | 01.03.1959 | Испытатели | А.А. Щербаков | Начало гос. испытаний | 1959 | Принят на вооружение | 1961 | Другие названия | Як-РВ | Период | 1945-1964 | Выпуск | Серийный | Произведено | 155 | Обозначение NATO | Mandrake (Мандрагора) |
|
Обратите внимание:
Лавочкин Ла-5УТИ :: Микоян, Гуревич МиГ-15УТИ :: Микоян, Гуревич МиГ-25ПУ :: Микоян, Гуревич МиГ-9 :: Никитин НВ-2 :: Петляков Пе-2УТ :: Поликарпов У-2 :: Сикорский С-12 :: Сухой Су-15УТ :: Сухой Су-17УМ :: Сухой Су-26 :: Сухой Су-31 :: Сухой Су-7У :: Туполев Ту-128У :: Петляков Пе-3 :: Туполев Ту-22У :: Яковлев УТ-1 :: Яковлев УТ-3 :: Яковлев Як-18Т :: Яковлев Як-38У :: Яковлев Як-50 :: http://www.lugr.ru