Текущий раздел: Самолеты :: Карта разделаСамолёты, Разведчики, Поликарпов Р-5
Ильюшин Ил-2У :: Микоян, Гуревич МиГ-15УТИ :: Микоян, Гуревич МиГ-25РУ :: Никитин НВ-2 :: Поликарпов П-2 :: Сикорский С-12 :: Моска, Быстрицкий МБ бис :: Сухой Су-26 :: Сухой Су-49 :: Спроектированный для применения в основном в качестве сухопутного армейского разведчика и легкого бомбардировщика, способного выполнять полеты днем и ночью, самолет Р-5 являлся дальнейшим развитием концепции многоцелевого массового боевого самолета, имеющего возможно более простую конструкцию, обеспечивающую легкость обслуживания и ремонта; обладающего высокими для своего времени летно-техническими данными, хорошей устойчивостью и управляемостью, простотой пилотирования, неприхотливостью в эксплуатации.
В соответствии с таким подходом для самолета Р-5 была выбрана схема одномоторного двухместного полутораплана смешанной конструкции с неубирающимся шасси, подкосным стабилизатором с изменяющимися в полете углом установки и однокилевым вертикальным оперением.
Планер самолета Р-5 имел деревянную в основном ферменную конструкцию. Из металла выполнялись элементы конструкции силовой установки, шасси, системы управления самолетом. Верхние и нижние крылья самолета Р-5 состояли из двух лонжеронов, нервюр, расчалок между ними и полотняной обшивки. Они имели относительную толщину 10%, и каждое из них представляло собой плоскую ферму, не работающую на вертикальный изгиб и кручение. Эти нагрузки воспринимались после соединения всех крыльев в единую жесткую систему полуторапланной коробки при помощи наклонных И-образных стоек с каждой стороны фюзеляжа, стальных несущих и поддерживающих лент-расчалок. Имелись также специальные ленты-расчалки для предотвращения прогиба переднего лонжерона в месте установки бомбодержателей при подвеске бомб под правым и левым крылом.
Фюзеляж самолета компоновался по одинаковой с Р-1 и Р-З «продольной» схеме, но в отличие от них имел аэродинамически более выгодную заостренную носовую часть. Фюзеляж ферменной конструкции обшивался фанерной обшивкой, частично заменявшей, как и на Р-З, внутренние расчалки и подкосы и обеспечивавшей получение жесткой и прочной, надежно работающей в различных условиях эксплуатации конструкции.
Основным средством продольной балансировки Р-5 при выполнении предельных режимов полета на максимальной и минимальной скорости, а также при резко изменяющейся в полете центровке, был управляемый в полете из кабины летчика стабилизатор, позволявший снизить (и даже полностью снять) давление на ручку и облегчить управление самолетом, которое выполнялось двойным и обеспечивалось как из кабины летчика, так и из кабины летчика-наблюдателя (летнаба). При движении самолета по земле управление им значительно облегчалось применением тормозных управляемых от педалей летчика колес и связанного с рулем направления хвостового костыля.
На самолетах Р-5 устанавливался двигатель М-17б жидкостного охлаждения, являвшийся лицензионным воспроизведением германского двигателя BMW-VI. Он имел максимальную мощность 680 л. с. и номинальную мощность 500 л. с., которая сохранялась до высоты 2450 м. Силовая установка Р-5 имела некоторые особенности. Прежде всего, на самолете применялся подвижный водорадиатор, выдвижение которого в воздушный поток зависело от скорости полета на большой скорости выдвижение радиатора, а следовательно, и его сопротивление, были минимальными. Кроме того, самолет имел «самозапуск» бортовой баллон со сжатым воздухом для запуска мотора. Наличие такого сравнительно простого устройства устранило необходимость участия наземного персонала в процессе запуска мотора для «прокрутки» воздушного винта, значительно упростило эксплуатацию Р-5 на необорудованных аэродромах, повысило его автономность, что в то время имело огромное значение.
Вооружение первых самолетов Р-5 практически не отличалось от вооружения разведчиков Р-1 и Р-З. Оно состояло из неподвижного синхронного пулемета ПВ-1, установленного перед кабиной летчика, и спаренных подвижных пулеметов Льюис или ДА, смонтированных на турели в кабине летнаба. В варианте разведчика самолет мог поднимать бомбовый груз массой 256–300 кг, а в варианте бомбардировщика-до 500кг. Бомбы подвешивались на держателях под крылом и фюзеляжем самолета. Как и на предшественниках, на самолете Р-5 устанавливалось требуемое фото и радиосвязное оборудование.
В соответствии с целевым назначением самолета Р-5 устанавливалась и его эксплуатационная полетная масса. С нагрузкой, характерной для использования самолета в качестве разведчика, его полетная масса была равна 2901 кг, в варианте бомбардировщика с нормальным бомбовым грузом 300 кг 3151 кг, а с перегрузочным бомбовым грузом 500 кг 3351 кг. Диапазон эксплуатационных центровок устанавливался равным 31,5–35,8% САХ, но при выгорании горючего предельно-задняя центровка могла достигать в некоторых случаях 40% САХ.
В начале 1929 г. летчик М.М.Громов закончил заводские испытания опытного самолета Р-5; государственные испытания продолжал летчик В.О.Писаренко. Испытания были завершены в том же году беспосадочным перелетом из Москвы в Севастополь. По оценке летчиков самолет Р-5 обладал хорошими характеристиками устойчивости и управляемости на всех режимах полета, был прост в пилотировании. Особенно отмечалась хорошая поперечная устойчивость самолета на больших углах атаки. Подчеркивалось, что самолет неохотно входит в штопор и выходит из него с небольшим запаздыванием. Преднамеренное выполнение штопора при центровке более 33,5% САХ инструкции по летной эксплуатации самолета запрещали. Высокая оценка летно-технических характеристик самолета Р-5 определила принятие решения о запуске самолета в серийное производство взамен самолетов Р-1 и Р-З.
Советский P-5 стал на ряд лет классическим типом разведчика. На международном конкурсе самолетов такого назначения, проводившемся в 1930 году в Тегеране, в котором участвовали лучшие авиастроительные фирмы Англии, Франции и Голландии, наш воздушный разведчик P-5 занял первое место. За время с 1929 по 1935 год заводы выпустили около 5 тыс. самолетов P-5 в различных вариантах, в том числе торпедоносца (Р-5Т), штурмовика с 10 пулеметами (Р-5Ш).
Лётно-технические характеристики | | Экипаж, чел | 2 | Размах крыла, м | 15.5 | Длина, м | 10.56 | Высота, м | 3.75 | Площадь крыла, м2 | 50.5 | Масса пустого самолёта, кг | 2197 | Масса нормальная взлётная, кг | 3247 | Максимальная скорость, км/ч | 228 | Крейсерская скорость , км/ч | 210 | Практическая дальность, км | 800 | Максимальная скороподъёмность, м/мин | 295 | Практический потолок, м | 6400 |
|
Двигатели | Вариант | Тип | Модель | Кол-во | Мощность, л.с. | 1 | ПД | М-176 | 1 | 680 |
|
Авиационное артиллерийское оружие | Вариант | Тип | Модель | Калибр, мм | Кол-во | Боекомплект | 1 | Пулемет | ПВ-1 | 7.62 | 1 | | Пулемет | ДА | 7.62 | 2 | |
|
Авиационные средства поражения | Вариант | Тип | Модель | Масса, кг | Кол-во | Нагрузка, кг | 1 | Бомбы | | | | 400 |
|
Классификаторы | Вид применения | Разведчик | Тип двигателя | Поршневой | Тип фюзеляжа | Однофюзеляжный | Конструкция крыльев | Биплан | Тип оперения | Нормальное однокилевое | Тип ВПУ | Сухопутный трехопорный (хвост.) | Расположение двигателей | В фюзеляже | Период | 1921-1939 |
|
Дополнительная информация | Конструктор | Поликарпов Н. Н. | КБ | КГ Поликарпова | Индекс ВС | Р-5 | Испытатели | М.М. Громов | Начало гос. испытаний | 1929 | Год принятия на вооружение | 1930 | Произведено | 5000 | Расшифровка аббревиатуры | Разведчик пятый | Период | 1921-1939 | Выпуск | Серийный | Произведено | около 5000 | Год закрытия серии | 1935 |
|
Обратите внимание:
Транспортные, Яковлев Як-12 :: Транспортные, Douglas DC-3 "Dacota" :: Микоян, Гуревич МиГ-31 :: Ильюшин Ил-28У :: Ильюшин Ил-2У :: Лавочкин Ла-7УТИ :: Микоян, Гуревич МиГ-21У :: Микоян, Гуревич МиГ-25РУ :: Микоян, Гуревич МиГ-9УТИ :: Никитин У-5 :: Поликарпов П-2 :: Поликарпов УТИ-4 :: Сухой Су-15УМ :: Моска, Быстрицкий МБ бис :: Сухой Су-25УТГ :: Сухой Су-29 :: Сухой Су-49 :: Сухой УТБ-2 :: Туполев Ту-134Ш :: Туполев Ту-134УБЛ :: Туполев Ту-95У :: http://www.lugr.ru