Самолёты, Разведчики, Ильюшин Ил-20
В первой половине 1960-х гг. в связи с усилением противостояния стран Варшавского Договора и НАТО особое значение приобрело получение достоверной разведывательной информации о противостоящей стороне на границах соприкосновения двух военно-политических группировок. После пресечения воздушных разведывательных операций непосредственно над территорией Советского Союза (уничтожение самолета-разведчика фирмы «Локхид» U-2 в мае 1961 г. и высотных автоматических дрейфующих аэростатов) ВВС США стали вести интенсивную воздушную разведку вдоль границ СССР и стран Варшавского Договора с помощью самолета радиоэлектронной и фоторазведки RC-135, созданного на базе известного пассажирского самолета «Боинг 707–320». Этот самолет, принятый на вооружение ВВС США в 1964 г., обеспечивал радиоперехват при работе средств связи, определял месторасположение и рабочие частоты радиолокационных станций, осуществлял перспективное фотографирование объектов по другую сторону границы.
Весной 1965 г. было принято решение о создании аналогичного разведывательного самолета в СССР на базе пассажирского самолета Ил-18Д, большая дальность полета и вместительный фюзеляж которого позволяли создать такую машину в короткие сроки и с минимальными затратами. Как и RC-135, отечественный самолет, получивший обозначение Ил-20, предназначался для комплексной разведки приграничной полосы без перелета государственной границы. Для решения этих задач был создан специальный комплекс средств разведки, аппаратуру которого разместили в пассажирской кабине самолета и его багажных отсеках на нижней палубе.
Основными особенностями внешнего вида самолета Ил-20, выделявшими его среди других модификаций самолета Ил-18, было наличие обтекателей по обоим бортам передней части фюзеляжа и большой подфюзеляжной гондолы длиной около 8 м. В фюзеляже самолета переднюю часть пассажирской кабины занимали установленные по бортам аэрофотоаппараты А-87П для перспективной съемки через фотоокна с оптическими стеклами, которые находились в передней части боковых фюзеляжных обтекателей и закрывались дистанционно управляемыми створками, открывающимися при фотографировании. Задняя часть этих обтекателей использовалась для размещения антенн станций общей радиотехнической разведки «Ромб-4». В подфюзеляжной гондоле установили антенны радиолокационной станции бокового обзора «Игла-1» с высокой разрешающей способностью первой советской РЛС, оснащенной фазированной антенной решеткой. В других небольших обтекателях над верхней передней частью фюзеляжа и снизу его хвостовой части разместили антенны станций радиоперехвата открытых переговоров «Вишня» и детальной радиотехнической разведки «Квадрат-2». Всю аппаратуру обслуживали шесть операторов, рабочие места которых располагались в передней и средней кабинах фюзеляжа. В задней кабине была комната отдыха с двухблочными пассажирскими креслами и буфет. К комнате отдыха примыкали помещения гардероба и туалета.
В случае необходимости летный экипаж, состав которого был обычным для самолетов Ил-18, и операторы могли покинуть самолет Ил-20 через аварийный люк, расположенный на правом борту в задней кабине.
Первый полет опытного самолета Ил-20 провел экипаж под командованием ведущего летчика-испытателя С.Г. Близнюка 21 марта 1968 г. По отзывам летчиков, управление самолетом было легкое, удобное и практически не отличалось от управления пассажирским самолетом Ил-18. Тем не менее выявились особенности поведения самолета, связанные с уменьшением запаса путевой статической устойчивости из-за наличия подфюзеляжной гондолы с большой боковой поверхностью. Но они проявлялись только в случае флюгирования крайнего двигателя, когда разворот и кренение самолета происходили более энергично, чем на пассажирской машине, однако величина крена при этом не превышала нормируемых значений.
Испытания полностью оборудованного самолета Ил-20 были завершены летом 1969 г. Начиная с 1970 г. самолет принимал участие в различных учениях, проводя оперативно-тактическую авиационную разведку. Работа самолета получила высокую оценку, и он был принят на вооружение ВВС.
Серийное производство самолетов Ил-20 было освоено на заводе «Знамя Труда» и продолжалось до 1976 г. Всего было выпущено около 20 самолетов этого типа, и они эксплуатировались до начала 1990-х гг.
Ил-20 был первым отечественным самолетом, предназначенным для комплексного использования средств разведки, основанных на различных принципах получения информации. Создание и освоение серийного производства и эксплуатации таких самолетов стало заметной вехой в развитии отечественной авиационной техники.
|
|
|
|
Транспортные, Ильюшин Ил-103 :: Транспортные, Ильюшин Ил-14 :: Транспортные, Ильюшин Ил-76 :: Транспортные, Мясищев ВМ-Т "Атлант" :: Транспортные, Щербаков Ще-2 :: Транспортные, Туполев Ту-124 :: Транспортные, Туполев Ту-154C :: Транспортные, Яковлев Як-12 :: Транспортные, Douglas DC-3 "Dacota" :: Микоян, Гуревич МиГ-31 :: Ильюшин Ил-28У :: Ильюшин Ил-2У :: Лавочкин Ла-7УТИ :: Микоян, Гуревич МиГ-21У :: Микоян, Гуревич МиГ-25РУ :: Микоян, Гуревич МиГ-9УТИ :: Никитин У-5 :: Поликарпов П-2 :: Поликарпов УТИ-4 :: Сухой Су-15УМ :: Моска, Быстрицкий МБ бис :: http://www.lugr.ru