Самолёты, Бомбардировщики, Туполев Ту-16
КБ возглавляемое А. Н. Туполевым, используя опыт, накопленный в период создания реактивных бомбардировщиков, серийного Ту-14 и экспериментального Ту-82, в начале 1950 г. начало работы по созданию нового реактивного бомбардировщика дальней авиации со стреловидным крылом. Опытная машина получила индекс «88».
Для нового самолета в конструкторском коллективе, руководимом А. А. Микулиным, в 1947–1951 гг. построили и испытали новый крупногабаритный ТРД АМ-Э с тягой 9500 кгс. На 1951 г. это был самый большой и мощный двигатель в мире. Расход воздуха нового ТРД составлял 150 кг/с. Однако при компоновке двигателя на самолете возникли трудности в связи с его большими размерами, особенно с его длиной. В результате экспериментов от первоначального размещения ТРД под крылом пришлось отказаться. Было принято решение разместить модернизированный ТРД РД-3 по бокам фюзеляжа в корневой части крыла. Чтобы предотвратить перегрев обшивки фюзеляжа от выхлопных газов, оси ТРД были повернуты на несколько градусов от оси фюзеляжа. Летные испытания бомбардировщика средней дальности, получившего название Ту-16, были начаты в 1952 г.
На майские праздники 1954 г. были продемонстрированы в полете над Москвой первые девять серийных Ту-16. В День авиации в августе 1955 г. над Тушинским аэродромом прошло уже 54 самолета Ту-16 в строю.
Ту-16 представляет собой моноплан со стреловидным крылом, имеющим четыре аэродинамических гребня. Система управления состоит из элеронов и классического хвостового оперения с рулями высоты и направления. В фюзеляже круглого сечения последовательно размещены кабина штурмана (имеющая большую площадь остекления) , кабина пилотов, бомбовой отсек, кабина оператора пушечных установок и в хвостовой части кабина стрелка.
Шасси трехстоечное со сдвоенными баллонами на колесах (позволяющие производить полеты с грунтовых аэродромов). Основные стойки шасси в полете убираются в крыльевые гондолы. Ту-16 оснащен крыльевой системой дозаправки в воздухе. Самолет в варианте ракетоносца-бомбардировщика может нести различные типы ракет «воздух-поверхностью, позволяющие поражать как стационарные, так и подвижные цели.
Бомбардировщик оснащается средствами РЭБ, обеспечивающими постановку пассивных и активных помех в широком диапазоне частот. В КНР был налажен по лицензии серийный выпуск бомбардировщиков Ту-1б под обозначением Y-6. Помимо Китая, Ту-16 поставлялся в Египет, Индию, Индонезию, Ирак и ряд других стран. Ту-16 активно использовался ВВС СССР для нанесения бомбовых ударов по позициям моджахедов в Афганистане. Бомбардировщики производили площадные бомбометания с большой высоты в ночное время. Бомбардировщики использовались в ряде арабо-израильских вооруженных конфликтов, так зарекомендовали себя надежной, неприхотливой машиной.
На базе бомбардировщика Ту-16 было построено около 50 различных модификаций, в том числе и первый отечественный реактивный пассажирский самолет Ту-104 (на пассажирской модификации были использованы без изменений крылья, оперение, двигатели и шасси Ту-16). После выпуска 2000 машин к 1960 г. производство Ту-16 было свернуто. Бомбардировщик Ту-16 в различных модификациях до настоящего времени используется в боевых частях ВВС России.
Вслед за базовой моделью последовали носитель ядерного оружия Ту-16А и ракетоносец Ту-16КС. Последний предназначался для нанесения ударов по объектам без входа в зону действия средств объектовой системы ПВО противника. Под его крылом подвешивались две управляемые крылатые ракеты КС-1. Радиус действия Ту-16КС составлял 1800 км, дальность пуска ракет 90 км.
Однако такой боевой радиус не позволял решать большой круг задач и был явно недостаточен. Для повышения дальности полета Ту-16 спроектировали систему крыльевой дозаправки топливом в воздухе. В 1955 году на испытания вышли опытные экземпляры самолета-заправщика и заправляемого самолета. После принятия на вооружение этой системы в заправщики (получили обозначение Ту-16З) переоснащались серийные машины. Благодаря тому что оборудование и дополнительный бак легко снимались, летающие танкеры быстро могли быть переделаны в бомбардировщики.
В 1955 году на испытания поступил разведчик Ту-16Р. После их успешного завершения этот самолет строился серийно в двух вариантах для дневной и ночной разведки. В том же году конструкторы приступили к работам по созданию авиационного ракетного комплекса К-10, включавшего в себя самолет-носитель Ту-16К-10, крылатую ракету К-10С и систему наведения на базе бортовой РЛС для поражения авианосных ударных соединений. Этот комплекс поступил на вооружение в октябре 1961 года.
С 1959 года на Ту-16 начали отрабатывать новую РЛС, значительно расширявшую боевые возможности самолета. Одновременно в ОКБ А. Микояна и А. Березняка велись работы по созданию новых крылатых ракет класса Ивоздух-поверхностьК. В результате появился воздушный ударный комплекс К-11–16, принятый на вооружение в 1962 году. Самолеты Ту-16К-11–16 (также применялось обозначение Ту-16КСР с добавлением цифры 2, 5 или 11 в зависимости от типа ракеты) переоборудовались из ранее выпущенных машин и могли нести по две ракеты типа КСР-2 или КСР-11 на крыльевых балочных держателях.
Эти КР имели дальность пуска 230 км, комбинированную систему наведения и могли оснащаться ядерной или обычной головной частью. В том же году началась разработка нового комплекса К-26 с крылатой ракетой КСР-5, имевшей дальность полета до 400 км. Со второй половины 60-х годов он стал поступать для оснащения самолетов-ракетоносцев. Большое развитие на базе Ту-16 получили самолеты радиоэлектронной борьбы, также называемые постановщиками помех.
По своим характеристикам и компоновке детище туполевцев оказалось на столько удачным, что позволило без особых проблем создать на его основе первый советский реактивный авиалайнер Ту-104, серийно выпускавшийся с 1956 года на Харьковском авиазаводе.
Поставлялся Ту-16 и в ряд зарубежных стран. Летом 1961 года 25 машин в варианте носителя ракет КС-1 были поставлены в Индонезию. К началу «шестидневной войны» Египет имел в боевом составе своих ВВС около 20 самолетов этого типа, но из-за ошибок военного руководства страны уже в первые часы после начала боевых действий почти все они были уничтожены на аэродромах. В дальнейшем египтяне приобрели партию Ту-16К-11–16, которые участвовали в боевых операциях во время войны 1973 года. Самолеты наносили ракетно-бомбовые удары по израильским РЛС и другим объектам, причем была потеряна всего одна машина. Восемь бомбардировщиков Ту-16 в составе иракских ВВС участвовали в войне с Ираном.
С 1958 года начались поставки самолета в Китай. Однако после осложнения отношений с Советским Союзом китайцы организовали производство Ту-16 на своих авиазаводах. На то время он был единственным стратегическим средством нанесения ядерного удара в вооруженных силах КНР и с 1968 по 1987 год китайцы построили 120 таких самолетов под обозначением ИХун-6К (H-6D). Последние варианты были вооружены двумя крылатыми ракетами С-601 собственного производства и имели более совершенное оборудование, в том числе бортовую ЭВМ и новую обзорную РЛС.
|
|
|
|
|
|
Morane-Saulnier P "Parasol" :: Rumpler C.I :: Rumpler "Taube" :: Sopwith 1 1/2 «Strutter» :: Ильюшин Ил-2 :: Сухой Су-25 "Грач" :: Транспортные, Антонов Ан-12 :: Микоян, Гуревич МиГ-25 :: Транспортные, Антонов Ан-2 :: Транспортные, Антонов Ан-225 "Мрия" :: Транспортные, Антонов Ан-28 :: Транспортные, Антонов Ан-32 :: Транспортные, Антонов Ан-70 :: Микоян, Гуревич МиГ-29 :: Транспортные, Антонов Ан-72 :: Транспортные, Ильюшин Ил-103 :: Транспортные, Ильюшин Ил-14 :: Транспортные, Ильюшин Ил-76 :: Транспортные, Мясищев ВМ-Т "Атлант" :: Транспортные, Щербаков Ще-2 :: Транспортные, Туполев Ту-124 :: http://www.lugr.ru