Текущий раздел: Авиационные моторы :: Карта раздела

Двигатели, Турбореактивные, РД-41

АЛ-7 :: Р-13 :: РД-41 :: РД-9 :: Д-136 :: ГТД-350 :: АИ-20 :: Д-27 :: НК-22 ::


Подъёмные двигатели РД-41, разработанные РКБМ (Рыбинским конструкторским бюро моторостроения) для сверхзвукового самолёта вертикального взлёта и посадки Як-141, оборудованы соплами с изменяемым вектором тяги для улучшения управления по тангажу во время вертикального взлёта/посадки. Такие сопла не применялись на подъёмных двигателях РД-36 также разработанных в РКБМ, для СВВП Як-38.

Диапазон отклонения вектора тяги этого асимметричного сопла составляет +/- 12 градусов. Регулирование сопла обеспечивается гидроприводами, размещёнными на корпусе двигателя противоположно расположенного парами. Каждое сопло снабжено четырьмя гидроприводами, в качестве рабочей жидкости которых используется топливо двигателей.

Помимо изменения направления вектора тяги в сопле также может регулироваться критическое сечение в приделах 10 градусов, как заявил главный конструктор и управляющий директор РКБМ Александр Новиков.

Согласно заявлению Новикова, на самолёте Як-141 установлено 3 двигателя. Два подъёмных двигателя РД-41 создают вертикальную тягу по 4260 кгс каждый во время вертикальных взлётов и посадок, и один подъёмно-маршевый ТРДДФ Р-79, разработанный АО ОТ «АМНТК «Союз» (КБ Туманского), развивает на форсированном режиме тягу 15500 кгс.

Электронные системы управления тремя двигателями самолёта Як-141 связаны между собой, и изменение направления вектора тяги во время взлётов и посадок осуществляется автоматически без участия пилота. Каждый двигатель оснащён САУ типа FADEC.

Работы по двигателю начались в 1982 г., и было изготовлено 25–30 двигателей до начала программы испытания Як-141. Во время взлёта двигатели развёрнуты друг к другу, для создания общей струи. Они наклонены на десять градусов относительно вертикальной оси самолёта. Два РД-41 расположены парой за кабиной пилота.

Двигатель РД-41 является одновальным, и в нём широко применены титановые сплавы для снижения массы. Корпус компрессора, камеры сгорания, турбины и соплового аппарата турбины изготовлены из титановых сплавов, как и диск рабочего колеса турбины; рабочие лопатки турбины изготовлены из жаропрочных никелевых сплавов. В результате получается двигатель с очень высоким отношением тяги к массе, равным 16,7:1.

В двигателе применены: семиступенчатый компрессор, кольцевая КС с интерсификацией смешения топлива и воздуха и одноступенчатая турбина.

Длина двигателя составляет 1.700 мм, диаметр первой ступени компрессора равен 635 мм; суммарный расход воздуха составляет 55,3 кг/с; температура газа перед турбиной равна 1.735 К.

Для сравнения: в подъёмном двигателе РД-36, используемом на самолётах Як-38, применены 6-ступенчатый компрессор и одноступенчатая турбина. Хотя отношение тяги к массе двигателя РД-36 такое же, как у двигателя РД-41 (16,7:1), последняя модификация первого двигателя развивает тягу всего 3250 кгс. Из-за проблем центровки самолёты Як-38 не могут быть переоснащены двигателями РД-41.

Другим отличием двигателя РД-41 от двигателя РД-36 является применение на первом нового сопла, новой КС, новых турбинных лопаток и модифицированной системы охлаждения рабочих лопаток турбины.

Обратите внимание:

М-25 :: М-62 :: М-82 :: М-88 :: АЛ-7 :: Д-18Т :: Р-15 :: РД-41 :: РД-7 :: ТР-1 :: Д-136 :: Д-25В :: РД-600В :: АИ-20 :: Д-236 :: НК-12 :: НК-22 :: Д-27 :: НК-25 :: НК-8 :: http://www.lugr.ru