Текущий раздел: Авиационные моторы :: Карта раздела

Двигатели, Поршневые, М-17

М-105 :: М-15 :: АЛ-31Ф :: М-62 :: М-87 :: АЛ-7 :: Р-13 :: РД-41 :: РД-9 ::


В 1925–1927 годах в СССР не было серийных авиамоторов за исключением М-5, поэтому были приобретены лицензии на производство лучших зарубежных двигателей. Одним из них был немецкий мотор BMW-VI, получивший в СССР обозначение М-17. Этот мотор до 1935 года составлял основу моторного парка нашей страны.

Мотор М-17 высотный переразмеренный, V-образный, 12-цилиндровый с углом развала рядов 60. Он был выполнен по традиционной для 20-х годов схеме с отдельными цилиндрами, каждый из которых имел наваренную рубашку из листовой стали. Как и у всех V-образных моторов, имевших шатуны не центральные, подобные шатунам моторов М-5 и М-6, а главный и прицепной, хода поршней в рядах цилиндров были разные: в правом ряду, поршни которых соединялись с главными шатунами, ход поршня составлял 190 мм, в левом (с прицепными шатунами) — 199 мм.

Мотор имел относительно высокую степень сжатия, равную 6,4, у модификаций М-17 и М-17Б и 7,3 у модификации М-17Ф и благодаря переразмерности обеспечивал высотность 3050м в модификациях М-17Ф и 2400м в модификации М-17, что по тем временам было совсем неплохо.

Из конструктивных его особенностей отметим неразъемные головки главных шатунов, имевшие роликовые подшипники. Сочленение главного и прицепного шатунов также имело роликовые подшипники (на моторах модификации М-17Ф они были заменены плавающими втулками). Такая конструкция позволила существенно снизить и прокачку, и расход масла. Мотор был очень экономичным: расход топлива на номинальном режиме не превышал 220 г/(л.с.*ч). Высокая степень сжатия требовала применения топлива с высокими антидетонационными качествами, поэтому, как и все таким моторы того времени, он работал на смеси бензола и бензина. Когда появились бензины с высоким октановым числом, мотор успешно эксплуатировался на бензине Б-78.

По мере освоения мотор совершенствовался, ресурс его был увеличен от 100 до 300–400 ч; надежность его была вполне удовлетворительной, и в 30-е годы он составлял значительную часть моторного парка страны. Производство моторов М-17 достигало небывалых для нашей страны масштабов: такого числа моторов одного типа еще не выпускал ни один советский завод.

Моторы М-17 в разных модификациях устанавливались на многих самолетах, в частности, на известных бомбардировщиках ТБ-1 и ТБ-З, лучшем в то время разведчике Р-5, истребителях И-З, многоцелевых Р-6 (АНТ-7), пассажирских и транспортных П-5, ПС-7, ПС-9, ПС-89, Г-2, летающих лодках МДР-2 и многих других. В производстве моторы были с 1931 г. по 1934 г., а в эксплуатации сохранились до 1943 г.

Обратите внимание:

АМ-38 :: АМ-42 :: АШ-21 :: М-100 :: М-105 :: М-11 :: М-17 :: АЛ-31Ф :: М-5 :: М-63 :: М-87 :: АЛ-21Ф :: Р-11 :: Р-13 :: РД-36-51 :: РД-60 :: РД-9 :: ВК-1 :: Д-36 :: ГТД-350 :: ТВО-100 :: http://www.lugr.ru
подшипники качения в Казани