Двигатели, Поршневые, М-15
В 1929–1930 гг. под руководством А.А.Бессонова на заводе №24 был создан первый советский мощный звездообразный мотор воздушного охлаждения М-15 номинальной мощностью 450 л.с. с ПЦН, который обеспечивал высотность 2400 м (по техническому заданию требовалось 3000 м).
Ведущим инженером был А.П.Островский, впоследствии заведующий кафедрой конструкции авиадвигателей МАИ и автор первого учебника по курсу конструкций и расчетов авиационных моторов. Конструктивно мотор был вполне современным. Его схема напоминала схему известных американских моторов фирмы Пратт-Уитни: хорошо оребренные двухклапанные головки цилиндров со сферической камерой сгорания, коленчатый вал с соединением частей на шлицах и стяжным болтом по оси шатунной шейки, привод газораспределения и др.
М-15 прошел испытания в 1930 г. и был запущен в серию; производство его было прекращено уже в 1932 г. главным образом из-за того, что ко времени выпуска его мощность была меньше, чем у находившегося в производстве М-22. Кроме того, мотор был плохо доведен, имел множество дефектов в эксплуатации и надежность его оставляла желать лучшего.
АМ-35 :: АМ-39 :: АИ-25 :: АШ-73ТК :: М-103 :: М-106П :: М-15 :: М-22 :: М-25 :: М-62 :: М-82 :: М-88 :: АЛ-7 :: Д-18Т :: Р-15 :: РД-41 :: РД-7 :: ТР-1 :: Д-136 :: Д-25В :: РД-600В :: http://www.lugr.ru