Люди, Авиаконструкторы, СУХОЙ Павел Осипович
Советский авиаконструктор, доктор технических наук (1940), дважды Герой Социалистического Труда (1957, 1965).
После окончания МВТУ (1925) работал в КБ А.Н.Туполева в ЦАГИ и на заводе № 156 (инженер-конструктор, начальник бригады, заместитель главного конструктора). В этот период Сухим под общим руководством Туполева созданы истребители И-4, И-14,рекордные самолёты АНТ-25 и АНТ-37 бис «Родина». Принимал участие в конкурсной разработке самолёта «Иванов», закончившейся созданием боевого многоцелевого самолёта Су-2, применявшегося в первые годы Великой Отечественной войны.
В 1939–40 главный конструктор на заводе в Харькове. В 1940–49 главный конструктор КБ, базировавшегося на ряде заводов в Подмосковье и Москве, одновременно директор этих заводов. В 1949–53 г.г. снова зам. главного конструктора в КБ Туполева. С 1953 главный конструктор вновь воссозданного своего КБ, с 1956 генеральный конструктор. В послевоенные годы Сухой был в ряду первых советских авиаконструкторов, возглавивших работы в области реактивной авиации, создав несколько опытных реактивных истребителей.
После воссоздания КБ под его руководством разработан ряд серийных боевых машин, в числе которых истребитель Су-7 со скоростью полёта, вдвое превысившей скорость звука, истребители-перехватчики Су-9, Су-11, Су-15, истребители-бомбардировщики Су-7Б с лыжным и колесно-лыжным шасси для базирования на грунтовых аэродромах и Су-17 с изменяемой в полёте стреловидностью крыла, фронтовой бомбардировщик Су-24, штурмовик Cу-25 и другие самолёты. На экспериментальных самолетах Т-431 и Т-405 конструкции Сухого установлены два мировых рекорда высоты (1959, 1962), два мировых рекорда скорости полёта по замкнутому маршруту (1960, 1962).
Под руководством Сухого впервые созданы отделяемая (с помощью пороховой катапульты) носовая часть фюзеляжа с гермокабиной лётчика, створки перепуска воздуха с двусторонним отклонением, обеспечивающие устойчивую работу двигателя на всех режимах полёта, боковые секторные сверхзвуковые регулируемые воздухозаборники; система управления самолётом на необратимых бустерах. На экспериментальном самолёте Т-4, рассчитанном на скорость полёта, втрое превышающую скорость звука, впервые в СССР были широко использованы титан и высокопрочная нержавеющая сталь, а также применена электродистанционная система управления самолётом. Под руководством Сухого была начата разработка высокоманёвренного истребителя Су-27 с интегральной аэродинамической компоновкой, с успехом демонстрировавшегося на многих международных авиационных выставках 80-х гг. Золотая медаль им. А.Н.Туполева (1975, посмертно).
Депутат ВС СССР в 1958–74. Ленинская премия (1968), Государственные премии СССР (1943, 1975, посмертно). Награжден 3 орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды, «Знак Почёта», медалями. Имя Сухого присвоено машиностроительному заводу в Москве.
НОРОВ Александр Кузьмич :: НУДЕЛЬМАН Александр Эммануилович :: ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич :: БАРТИНИ Роберто Людовигович :: СЕВЕРИН Гай Ильич :: ШПИТАЛЬНЫЙ Борис Гавриилович :: СИКОРСКИЙ Игорь Иванович :: СОЛОВЬЁВ Павел Александрович :: СУХОЙ Павел Осипович :: ТУМАНСКИЙ Сергей Константинович :: ТУПОЛЕВ Андрей Николаевич :: ВЕТЧИНКИН Владимир Петрович :: ВОЛКОВ Владимир Иванович :: ЯКУШЕВ Пётр Герасимович :: БЕРЕЗНЯК Александр Яковлевич :: http://www.lugr.ru