Текущий раздел: Авиаторы, летчики и конструкторы :: Карта раздела

Люди, Учёные и изобретатели, МОЖАЙСКИЙ Александр Фёдорович

МАКАРОВ Николай Федорович :: МИЛЛИОНЩИКОВ Михаил Дмитриевич :: БАЛАБУЕВ Петр Васильевич :: НАДАШКЕВИЧ Александр Васильевич :: НОВОЖИЛОВ Генрих Васильевич :: ПОЛИКАРПОВ Николай Николаевич :: СЕЛЕЗНЕВ Игорь Сергеевич :: ШПИТАЛЬНЫЙ Борис Гавриилович :: СИМОНОВ Михаил Петрович ::


Русский исследователь и изобретатель, создатель первого отечественного самолёта, контр-адмирал (1886). В 1836–41 учился в Морском кадетском корпусе. В 1841–62 и 1879–82 служил в военно-морском флоте, в 1862–79 — в гражданских ведомствах. С 1856 заинтересовался вопросами летания; изучал полёт птиц, воздушных змеев. В 1876 построил змей-планёр, на котором дважды поднимался в воздух (планёр буксировался тройкой лошадей). В 1876–77 с успехом демонстрировал полёты модели своего самолёта, приводимой в действие часовой пружиной. В 1877–78 разрабатывал проект самолёта.

Комиссия Военного министерства дала отрицательное заключение по этому проекту, указав среди прочих замечаний на недостаточную мощность силовой установки. Можайский продолжил свои работы с моделями и воздушными винтами. По заявке от 4(16) июня 1880 Можайский получил 3(15) ноября 1881 г. «привилегию» на свой «воздухоплавательный снаряд» — первый в России патент на ЛА. Весной 1881 г. Можайский привёз из Великобритании 2 паровые машины (7,46 и 14,9 кВт) с водотрубным котлом и холодильником для своего самолёта и начал заготавливать материалы и детали к нему. Летом 1882 он приступил непосредственно к постройке самолёта на отведённом ему участке военного поля в Красном селе под Петербургом.

Летом 1883 г. Можайский завершил сборку самолёта, который стал первым отечественным натурным самолётом, доведённым до стадии лётных испытаний. Построенный самолёт имел существенные конструктивные отличия от заявленного в патенте; боковые винты с задних кромок крыла были перенесены в переднюю часть и приводились от более мощной паровой машины, все три винта были сделаны одного диаметра. Самолёт Можайского представлял собой моноплан деревянной конструкции с крылом малого удлинения, расчаленным к двум стойкам и ступицам четырёхколёсного шасси, с лодкой-фюзеляжем и хвостовым оперением с рулями высоты и направления. Привод боковых винтов осуществлялся от паровой машины с помощью ремённой передачи, а центрального — через шестерённый редуктор.

Ещё зимой 1883 г. проект самолёта Можайского рассматривала специальная комиссия Воздухоплавательного отдела Русского технического общества под руководством М. А. Рыкачёва. Отметив интерес, который представляет опыт над полноразмерным ЛА, комиссия указала автору проекта на недостаточную мощность силовой установки. В течение двух лет Можайский в ходе наземных испытаний доводил конструкцию самолёта. Во 2-й половине июля 1885 г. была предпринята попытка поднять самолёт в воздух. Во время разбега по горизонтально уложенным деревянным рельсам самолёт накренился и поломал крыло. После этого испытания Можайский, сняв паровые машины, принялся восстанавливать самолёт. Убедившись в недостаточности мощности силовой установки, он заказывает на Обуховском сталелитейном заводе два дубликата 15-киловаттной паровой машины, намереваясь поставить на самолёт 3 паровые машины по 15 кВт. Смерть Можайского оставила этот замысел неосуществлённым.

В 1979–81 гг. в ЦАГИ были проведены широкие исследования по установлению облика самолёта Можайского, его воздушных винтов, весовые и прочностные расчёты. Модель этого самолёта, построенная в масштабе 1:20, продувалась в аэродинамических трубах ЦАГИ с целью определения её аэродинамических характеристик. Основные параметры самолёта и результаты расчётов и продувок: размах крыла 23,2 м; площадь крыла 329 кв.м; удлинение крыла 1,64; площадь горизонтального оперения 41,4 кв. м; длина самолёта 25 м высота самолёта 7,5 м; колея шасси 3 м; база шасси 9,4 м; диаметр воздушных винтов 4,75 м; частота вращения винтов 160 об/мин; кпд винта 0,55; мощность двигателей 22,36 кВт; масса двигателей с котлом, конденсатором и сепаратором 167,1 кг; удельная масса двигателей с котлом, конденсатором и сепаратором 7,47 кг/кВт; взлётная масса самолёта 1266 кг; нагрузка на крыло 3,85 кг/кв. м; энерговооружённость 0,0177кВт/кг; аэродинамическое качество вдали от земли 4,05, вблизи земли 4,6; центр масс самолёта расположен на расстоянии, равном 38,6% САХ.

Обратите внимание:

КУРЧЕВСКИЙ Леонид Васильевич :: ЛАВОЧКИН Семен Алексеевич :: ЛЕБЕДЕВ Владимир Александрович :: ЛЮЛЬКА Архип Михайлович :: МАКАРОВ Николай Федорович :: МИКУЛИН Александр Александрович :: МИЛЬ Михаил Леонтьевич :: БАЛАБУЕВ Петр Васильевич :: МЯСИЩЕВ Владимир Михайлович :: НЕМАН Иосиф Григорьевич :: НОВОЖИЛОВ Генрих Васильевич :: ПЕТЛЯКОВ Владимир Михайлович :: САВИН Иван Васильевич :: СЕЛЕЗНЕВ Игорь Сергеевич :: ШИПУНОВ Аркадий Георгиевич :: ШВЕЦОВ Аркадий Дмитриевич :: СИМОНОВ Михаил Петрович :: СТЕЧКИН Борис Сергеевич :: БЕРЕЗИН Михаил Евгеньевич :: ТУПОЛЕВ Андрей Андреевич :: УШАКОВ Константин Андреевич :: http://www.lugr.ru