Люди, Авиаконструкторы, ГОРБУНОВ Владимир Петрович
Советский авиаконструктор. В конце 30-х начальник самолетного отдела Наркомата оборонной промышленности. По образованию Владимир Петрович был квалифицированным конструктором окончил в 1931 г. МАИ по специальности «Самолетостроение». Участвовал в создании советского «антимессершмитта» ЛаГГ.
Горбунов и Лавочкин лучше других конструкторов знали возможности авиационной промышленности Советского Союза, возможно поэтому, самолет они предложили цельнодеревянный. Во всем мире (в том числе и в СССР) использование древесины в качестве авиационного конструкционного материала в конце 30-х годов считалось уже анахронизмом. В нашей стране, тем не менее, дерево продолжали использовать не от хорошей жизни, конечно. Сказывалась нехватка крылатого металла алюминия. Практически все созданные перед войной истребители имели смешанную конструкцию: компромисс между нехваткой дюраля и дешевизной, технологичностью древесины. Металл давал огромную экономию в массе, равнопрочная с деревянной, конструкция из дюраля весила на 40% меньше, но перед войной было принято стратегически правильное решение, ориентировавшее самолетостроителей на широкое использование в новых самолетах дерева. На первый план вышла возможность массовой постройки самолетов минимально квалифицированными рабочими. В конечном итоге за счет простоты и технологичности Яков и ЛаГГов советской промышленности удалось сохранить и даже нарастить выпуск истребителей в тяжелейших условиях эвакуации.
Дальше всех в использовании дерева в истребителе пошли Горбунов и Лавочкин. Их конструкция является беспрецедентной в истории истребительной авиации. Английский цельнодеревянный «Москито» сравнивать с ЛаГГом вряд ли уместно. «Мосси» не рассчитывался на ведение маневренного воздушного боя, его стихия скоростной полет с плавными разворотами. Ну а по части использовавшейся в конструкции древесины «Москито» и советский истребитель соотносятся примерно так же, как потомственный лондонский лорд и посконный крестьянин из Тверской губернии. У одного экзотическая бальза, у другого тривиальная сосна и береза.
Горбунов недолго был номинальным руководителем работ (реально все основные вопросы по проектированию решал Лавочкин). В силу причин личного характера (опять же, «исторический анекдот», см. воспоминания Алексеева) Горбунов отошел от работ, а Гудков занимался производственными вопросами. Подписывать же техническую документацию и разные «исходящие» бумаги должен был конкретный человек, ежедневно появляющийся на работе и держащий руку на пульсе проектирования. Им стал Семен Алексеевич Лавочкин. Однако, упоминание Горбунова как главного конструктора самолета И-301 встречается в документах, датированных вплоть до февраля 1940 г.
БОРЗОВ Борис Афанасьевич :: ЧАПЛЫГИН Сергей Алексеевич :: ЦЫБИН Павел Владимирович :: ДОНДУКОВ Александр Николаевич :: ЕЛИЗАРОВ Николай Михайлович :: ФЁДОРОВ Владимир Григорьевич :: ГОРБУНОВ Владимир Петрович :: ГРИГОРОВИЧ Дмитрий Павлович :: ГРЯЗЕВ Василий Петрович :: АНТОНОВ Олег Константинович :: ИЛЬЮШИН Сергей Васильевич :: КАМОВ Николай Ильич :: КОМАРИЦКИЙ Иринарх Андреевич :: КУРЧЕВСКИЙ Леонид Васильевич :: ЛАВОЧКИН Семен Алексеевич :: ЛЕБЕДЕВ Владимир Александрович :: ЛЮЛЬКА Архип Михайлович :: МАКАРОВ Николай Федорович :: МИКУЛИН Александр Александрович :: МИЛЬ Михаил Леонтьевич :: БАЛАБУЕВ Петр Васильевич :: http://www.lugr.ru